Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 3

Анализ методического взаимодействия 2017/2018. Бекешко О.Н.

АНАЛИЗ

деятельности методиста МБУ ДПО ЦОРО Ольги Николаевны Бекешко

по направлению уровень начального общего образования

за 2017-2018 учебный год

  1. На уровне НОО осуществляют педагогическую деятельность 35 заместителей директоров по начальному общему образованию (из них 25 совмещают управленческую и образовательную деятельность на уровне НОО), 419 (+7) учителей начального общего образования, из них 24 руководителя ШМО педагогов НОО, 1 руководитель экспериментально-методической лаборатории (ЭМЛ, Лицей № 2), 50 воспитателей групп продлённого дня. Таким образом, педагогическое сообщество НОО насчитывает 479 педагогических работников.

280 (+10) (66,8%) педагогов НОО имеют высшее профессиональное образование, 139 (33,2%) педагогов – среднее специальное образование.

Средний возраст педагогов начального общего образования 45,1 года, что подтверждает ежегодное обновление кадрового потенциала педагогов НОО за счёт молодых специалистов, который в текущем учебном году насчитывается 57 молодых специалистов (до 5-ти лет педагогического стажа).

Педагоги НОО обучают и воспитывают 11749 (+390) обучающихся начального общего образования в 455 (+15) классах.

  1. В 2017-2018 учебном году методическое взаимодействие с педагогами НОО осуществлялось в режиме системно действующего проекта – муниципального педагогического марафона «Грани педагогического мастерства – 2017-2018. ФГОС НОО: от качества условий реализации к  качеству результата» по инициативе муниципального методического совета начального общего образования и запросам педагогических и руководящих работников НОО. А также в режиме системно действующих семинаров и мастер-классов:

Системное методическое взаимодействие с педагогами НОО «Результаты освоения ООП НОО по предметам русский язык, математика, окружающий мир. ВПР 2018 года» – 128  постоянных участников;

Семинар-практикум «Нормативно-правовая компетентность педагога – основа его профессионального роста» – 30 постоянных участников.

Мастер-класс «Выявление и развитие исследовательских способностей у высоко мотивированных к исследовательской деятельности обучающихся начального общего образования» – 12 постоянных участников.

Целью проведения педагогического марафона является совершенствование профессионального мастерства и повышение уровня профессиональных компетентностей педагогов на уровне НОО, развитие учительского потенциала.

Задачи марафона:

создать условия и предоставить возможность для профессиональной самореализации педагога;

способствовать повышению престижа учительской профессии;

способствовать улучшению качества образования средствами учебного предмета;

создать условия для трансляции прогрессивного педагогического опыта, установления взаимодействия, деловых контактов участников образовательного процесса;

обобщить и распространить опыт творчески и продуктивно работающих педагогов.

На уровне начального общего образования разработано, согласовано и утверждено муниципальным методическим советом педагогов НОО Положение о  муниципальном педагогическом марафоне, утверждены приказ о проведении муниципального педагогического марафона «Грани педагогического мастерства – 2017-2018» (от 27.11.17 № 937) и приказ об итогах проведения муниципального педагогического марафона «Грани педагогического мастерства – 2017-2018» (18.05.2018 № 528).

В режиме Марафона в течение 2017-2018 учебного года проведены:

  • Презентационная площадка образовательных организаций (уровень начального общего образования) «Школа инновационного мышления» – 4,0 балла (наивысший балл, определённый участниками методического взаимодействия);
  • Очный конкурс школьных методических объединений педагогов начального общего образования «Секреты мастерства» – 4,0 балла;
  • Педагогическая трибуна «ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации» – 4,0 балла;
  • Профессиональный конкурс уроков и занятий внеурочной деятельности «Кирпичик за кирпичиком: мой новый урок, моё новое занятие» с применение современных образовательных технологий, электронных учебников, электронных и цифровых образовательных ресурсов, интерактивной доски, возможностей работы в мобильном классе – 3,9 балла (-0,1, СОШ № 25 – 3 балла);
  • Фестиваль мастер-классов «Ярмарка учебно-методических инноваций» – 4,0 балла;
  • Заочный конкурс рабочих программ по учебным предметам НОО – 3,8 (СОШ № 11 – 3 балла; СОШ № 16 – 1 балл);
  • Заочный конкурс видеороликов «Семь-Я и ШКОЛА – единство целей и устремлений» – 3,9 балла (СОШ № 12 – 3 балла).
  1. В конкурсах муниципального педагогического марафона приняли активное участие 253 (-26) педагогических работников, что на 26 педагогов меньше, чем в предыдущем году и составляет 52,8% от общего количества участников методического взаимодействия;

277 – пассивные участники (слушатели) Марафона из образовательных организаций: МБОУ СОШ № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16, № 17, № 19, № 20, № 24, № 25; с углублённым изучением английского языка № 27, № 29, № 30, № 31, № 32, № 36, № 37, № 38, № 39, № 40, МБОУ «Гимназия № 1», МБОУ «НШДС № 1», МАОУ «Ангарский лицей № 2», МАОУ «Гимназия № 8», что позволяет сделать вывод, что количество образовательных организаций – участниц педагогического марафона сократилось на три (ООШ № 21, ООШ № 22, МСОШ), что составляет 8,8% от общего числа ОО.

Победителями муниципального конкурса Презентационная площадка образовательных организаций (уровень начального общего образования) «Школа инновационного мышления» признаны:

I место       МБОУ «НШДС № 1», директор Румянцева Е.Н., заместитель директора Мамбергер О.В.

II место          МБОУ «СОШ № 4», заместитель директора Емельяненко М.В., заместитель директора Пензова Т.В.

III место     МБОУ «СОШ № 11», заместитель директора Лобанов А.А., заместитель директора Соловей О.М.

Победителями  и призёрами муниципального конкурса школьных методических объединений педагогов начального общего образования «Секреты мастерства» стали следующие ШМО:

I место       ШМО педагогов НОО МБОУ «НШДС № 1», руководитель Мамбергер О.В.;

ШМО педагогов НОО МБОУ «СОШ № 31», руководители Попова В.Г., Чернявская Е.П.;

II место      ШМО педагогов НОО МАОУ «Гимназия № 8», руководитель Савватеева Н.А.;

ШМО педагогов НОО МБОУ «СОШ № 11», руководители Соловей О.М., Волкова В.К.;

III место     ШМО педагогов НОО МБОУ «СОШ № 6», руководитель Жаркова В.В.;

ШМО педагогов НОО МБОУ «СОШ № 5», руководитель Швайко Н.Г.

Муниципальный конкурс Педагогическая трибуна «ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации» прошёл в двух номинациях: среди педагогов НОО, и среди молодых специалистов. В нём приняли участие 38 (+3) (8,0%) педагогов.

Победителями и призёрами муниципального конкурса Педагогическая трибуна «ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации» стали 30 педагогов НОО, что на 3 меньше, чем в предыдущем учебном году и характеризует высокий теоретический уровень профессионализма участвующих:

I место –     Епифанцева А.Н., учитель английского языка, МБОУ «СОШ № 36»;

Еремчук О.Н., учитель НОО, МАОУ «Гимназия № 8»;

Биндовская Л.Е., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 37»,

Гижа А.В., учитель НОО,  МБОУ «СОШ № 37»;

Кашлакова Е.А., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 40»;

Болотникова Е.В., учитель НОО, МАОУ «Гимназия № 8»;

Урина И.А., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 11»;

Петухова Я.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ № 4»

II место – 5 педагогов;

III место – 10 педагогов.

Педагогическая трибуна учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ «Опыт. Результаты введения и реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ». Победителями и призёрами стали 3 педагога: Зыль Е.В., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 36»; Еремчук О.Н., учитель НОО, МАОУ «Гимназия № 8», Ушакова Н.Д., учитель НОО, МАОУ «Гимназия № 8».

Педагогическая трибуна молодых специалистов «ФГОС НОО: мои первые шаги, мои первые успехи». Победителями  и призёрами стали 4 молодых специалиста:

I место       Долгова К.С., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 40»;

Алфёрова К.И., учитель НОО, МАОУ «СОШ с углублённым изучением английского языка № 27»;

II место      Подваркова Л.Т., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 20»;

III место     Зимина Н.С., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 24».

Муниципальный профессиональный конкурс уроков проведён также в двух номинациях: профессиональный конкурс уроков и занятий внеурочной деятельности «Кирпичик за кирпичиком: мой новый урок» и «Кирпичик за кирпичиком: моё новое занятие».

Победителями и призёрами муниципального профессионального конкурса уроков и занятий внеурочной деятельности «Кирпичик за кирпичиком» стали 29 педагогов, что на 12 человек меньше в сравнении с предыдущим годом. При этом можно отметить повышение качества подготовки и проведения уроков.

ГРАН-ПРИ (лучшие конкурсные уроки 2017-2018 учебного года): Кочнева Н.А., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 17»; Осипова О.Н., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 37»;

I место присуждено      Иванцовой Л.Ю., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 17»; Колчанова И.В., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 4»; Гижа А.В., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 37».

Призёрами конкурса уроков стали 17 учителей.

Победителями муниципального профессионального конкурса занятий внеурочной деятельности «Кирпичик за кирпичиком: моё новое занятие» стали: Жилина О.В., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 38»; Кормилицын И.В., педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ № 38».

Призёрами – 5 педагогов (СОШ № 38 – 2; № 7;  № 17; гимназия № 1).

В процессе проведения конкурса выявлены проблемы в проведении занятий внеурочной деятельности.

Победителями и призёрами муниципального конкурса Фестиваль мастер-классов «Ярмарка учебно-методических инноваций», всего 22 участника, признаны 16 участвующих, что на одного призёра больше, чем в прошлом учебном году:

I место       Мамбергер О.В., заместитель директор, учитель НОО, МБОУ «НШДС № 1»;

Лобанов А.А., заместитель директора, учитель информатики, МБОУ «СОШ № 11»;

Румянцева Е.Н., директор, учитель НОО, МБОУ «НШДС № 1»;

Пашкова Н.В., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 36»;

Битюкова Г.А., методист (информационные технологии), МБУДО СЮТ;

II место      Овчинникова О.И., учитель ИЗО и МХК, МБОУ «СОШ №37»;

Янотовская С.А., учитель НОО, МБОУ «НШДС № 1»;

Богомолова М.И., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 17»;

Сёма Т.А., учитель химии МБОУ «СОШ № 17»;

Бабушкина Е.С., учитель НОО, МБОУ «НШДС № 1»;

III место     Соловей О.М., заместитель директора, учитель МБОУ «СОШ № 11»;

Черепанова О.И., учитель музыки, МБОУ «СОШ № 4»;

Серебренникова О.В., заместитель директора, учитель НОО, МБОУ «СОШ № 24»;

Сарапова О.В., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 24»;

Чугуевская Н.А., учитель информатики, МАОУ «Гимназия № 8»;

Меркотина  А.Б., методист, МБУДО СЮТ.

Победителями и призёрами муниципального заочного конкурса видеороликов «Семь-Я и ШКОЛА – единство целей и устремлений» стали следующие образовательные организации и педагоги:

I место        МБОУ «Гимназия № 1», авторы Константинова М.В., учитель, Лукьяненко Е.В. учитель, Воробьёва Н.И., учитель, Пуляевская Т.И., заместитель директора;

МБОУ «СОШ № 4», авторы Емельяненко М.В., заместитель директора, Кравченко М.А., заместитель директора, Петухова Я.В., учитель;

II место      МБОУ «СОШ № 11», авторы Соловей О.М., заместитель директора, учитель, Никульченкова О.В., учитель, Зацепина Ю.Ф., учитель, Волкова В.К., учитель, Воробьёва О.Н., учитель, Беднарская Е.И., учитель, Копылова Е.И., учитель, Смотрина Т.А., учитель;

МАОУ «Ангарский лицей № 2 им М.К. Янгеля», авторы Рязанова Н.Ю., заместитель директора, Стряхилёва Е.Ю., учитель, Стецко Е.Н, учитель;

III место     МБОУ «СОШ № 17», автор Морокова О.В., учитель;

IV место     МБОУ «СОШ № 38», автор Михайлина Е.С., учитель информатики.

Победителями и призёрами муниципального заочного конкурса рабочих программ (всего 9 участников: СОШ № 10, № 16, № 17, № 24, № 27, № 31, № 36 – 2 участника, гимназия № 1) по предметам начального общего образования, который впервые проведён в текущем учебном году в рамках педагогического марафона, стали:

I место       Михайлова О.Ю., учитель НОО,  МБОУ «Гимназия № 1»;

II место      Салихова С.Ю., учитель НОО,  МАОУ «СОШ с углублённым изучением английского языка № 27»;

Сарапова О.В., учитель НОО,  МБОУ «СОШ № 24»;

III место     Феськова А.А., учитель НОО, МБОУ «СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов»;

IV место     Зыль Е.В., учитель НОО,  МБОУ «СОШ № 36».

46 педагогов (заместители директоров, руководители ШМО, учителя) стали экспертами муниципального педагогического марафона  «Грани педагогического мастерства – 2017-2018. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: от качества условий реализации к  качеству результата». Наиболее активными в этой деятельности стали педагоги МБОУ СОШ № 4, № 5, № 6, № 10, № 17, № 19, № 20, № 24, № 30, № 31, № 32, № 36, № 37, № 38, № 40, МБОУ «Гимназия № 1», МБОУ «НШДС № 1», МАОУ «СОШ № 27», «Гимназия № 8» (Приказ об итогах ПМ прилагается).

277 (+51) педагогов приняли участие в качестве слушателей, посещая мероприятия марафона в 2017-2018 учебном году, что на 12,2% больше, чем в предыдущем.

  1. Анализ итоговых материалов, представленных заместителями директоров и руководителями школьных методических объединений, позволяет сделать выводы об удовлетворительной готовности педагогов начального общего образования к реализации ФГОС НОО. В течение 2017-2018 учебного года 193 педагога повысили свою квалификацию через курсы повышения квалификации. Но при этом следует отметить, что, согласно аналитическим материалам, 116 педагогов НОО нуждаются в КПК.
  2. Особый пласт в работе методиста занимает аттестация педагогов на присвоение квалификационной категории. В 2017-2018 учебном году прошли процедуру аттестации 52 педагога начального общего образования, что на 25 человек меньше показателей прошлого года. Из них по модели «Экспертное заключение» процедуру аттестации успешно прошли 12 педагогов.
  3. В 2017-2018 учебном году в режиме методического взаимодействия на муниципальном уровне осуществляли деятельность три муниципальных методических объединения:

ММО молодых специалистов, руководители Попова В.Г., заместитель директора, МБОУ «СОШ № 31» Чернявская Е.П., учитель МБОУ «СОШ № 31». По результатам аналитических материалов, деятельность данного ММО оценена педагогами НОО, исходя из 4-х бальной системы оценивания, в 3,9 балла.

Работа с молодыми специалистами в режиме ММО строилась в двух направлениях:

I – с педагогами без опыта работы в школе (первый год работы);

II – с педагогами со стажем год и более работы в школе.

Работа с первой группой педагогов строилась в режиме системно-деятельностного практико-ориентированного обучающего семинара «Школа молодого специалиста. Молодой педагог: первый опыт, проблемы, перспективы деятельности»:

«Проектирование урока. Современные образовательные технологии»;

«Активные методы обучения»;

«Учимся анализировать занятие внеурочной».

Работа со второй группой в первом полугодии 2017-2018 учебного года строилась в режиме Школы педагогического мастерства «Подготовка молодого специалиста к участию в муниципальном профессиональном конкурсе «Дебют» – основа его профессионального роста»:

занятие № 1 «Эссе. Требования к написанию»;

занятие № 2 «Работа над ошибками при написании эссе», «Самопрезентация»;

занятие № 3 «Публичное выступление»;

занятие № 4 «Открытый урок»;

занятие № 5 «Психологический тренинг “Настраиваемся на конкурс”».

Во втором полугодии с данной категорией педагогов проведены следующие занятия:

«Новые подходы в воспитательной работе. Формы работы с родителями»;

«Учимся анализировать его величество УРОК».

Продуктивность методической работы с молодыми педагогами отразилась в успешном участии молодых специалистов (заявлены 8 участников) в муниципальном профессиональном конкурсе «Дебют – 2017», а победителей конкурса «Дебют» Алфёровой Ксении Ивановны, учителя СОШ № 27 и Дудиной Татьяны Александровны – в региональном профессиональном конкурсе молодых учителей «Новая волна – 2018».

ММО учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ, руководитель Пуляевская Т.И., заместитель директора МБОУ «Гимназия № 1». По результатам аналитических материалов, деятельность данного ММО оценена педагогами НОО, исходя из 4-х бальной системы оценивания, в 4,0 балла;

ММО педагогов, реализующих идею гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили, руководитель Серебренникова О.В., заместитель директора МБОУ «СОШ № 24». Деятельность данного ММО оценена педагогами НОО, исходя из 4-х бальной системы оценивания, в 4,0 балла.

Проведено по четыре заседания.

В режиме методического взаимодействия с педагогами начальной школы на уровне начального общего образования выстроена система муниципальных интеллектуально-творческих игр, интеллектуальных соревнований и олимпиад, в которых в течение учебного года принимают участие обучающиеся 3-4-х классов. Проходит ежегодная конференция младших школьников «Юный исследователь» для обучающихся 1-4-х классов.

Открывает череду интеллектуально-творческих соревнований муниципальный Фестиваль победителей конференции младших школьников «Юный исследователь», на котором победители конференции предыдущего учебного года презентуют учащимся школ, их педагогам и родителям свои исследовательские работы, проводя мастер-классы для будущих «юных исследователей».

Целями проведения Фестиваля являются:

Демонстрация и пропаганда лучших достижений обучающихся в исследовательской и проектной деятельности;

Привлечение обучающихся, их родителей и педагогов школы I ступени к исследовательской и проектной деятельности;

Обеспечение взаимодействия  между муниципальными общеобразовательными учреждениями в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы.

Муниципальный фестиваль победителей конференции младших школьников «Юный исследователь» даёт старт ежегодной работе муниципального ресурсного центра «Юный исследователь», проводимой на базе МБОУ «СОШ № 36», руководители Наваренко А.Н., директор, Тувина Л.П., заместитель директора.

В ноябре-декабре с целью     формирования первоначальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры младших школьников проходит муниципальная интеллектуальная игра по информатике «ИНФОГАЛАКТИКА»:

для обучающихся 3-х классов (ноябрь), руководитель проекта Мамбергер О.В., заместитель директора МБОУ «НШДС № 1», 109 участников;

и обучающихся 4-х классов (декабрь), руководитель проекта Зуева Е.Е., заместитель директора МБОУ «СОШ № 32», 114 участников.

На первом этапе игры участники соревнуются в индивидуальном туре, на втором этапе проходят командные соревнования, на которых команда выполняет совместный проект. Проектом игры этого учебного года стала коллективная работа по созданию плаката «Береги природу» для третьеклассников, «Экология Байкала» для четвероклассников. Лучшие работы опубликованы на сайте педагогов НОО АГО.

В ноябре-декабре проводится Муниципальная интеллектуальная игра по математике «Математическая регата» для обучающихся 3-х классов (декабрь), 168 участников; для обучающихся 4-х классов (ноябрь), 192 участника, руководитель проекта Орловская О.В., заместитель директора МБОУ «СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов».

Целями интеллектуальной игры по математике «Математическая регата» являются:

Повышение  у школьников интереса к изучению образовательной области «математика»;

Развитие коммуникативных  способностей, формирование навыков учебного сотрудничества.

Игра представляет собой командные соревнования, состоящие из трёх этапов. На каждом этапе команда решает по три задачи, уровень сложности которых с каждым этапом повышается. После выполнения заданий на каждом этапе происходит разбор заданий. Ценность этой работы представляется тем, что разбор заданий проводят старшеклассники – ученики математических классов МБОУ «СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов».

Ежегодно в конце января, с целью выявления особо одарённых и способных к изучению математики обучающихся НОО, проводится олимпиада по математике для четвероклассников, 161 участник. Руководитель проекта Орловская О.В., заместитель директора МБОУ «СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов».

В январе также проходил школьный (отборочный) тур Всероссийского интеллектуально-творческого марафона «Твои возможности — 2018» ОС «Школа 2100» для учащихся 3-4 классов, количество участников не ограничено, с целью выявления обучающихся, которые в составе команды из 8-ми человек (4 третьеклассники и 4 четвероклассника) будут представлять школу на муниципальном и заключительном турах. Руководитель проекта Каунова О.Н., учитель МБОУ «СОШ № 4», муниципальный представитель интеллектуально-творческого марафона «Твои возможности» на территории АГО.

В феврале – итоговый смотр знаний интеллектуально одарённых в образовательных областях «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание» обучающихся начальной школы представлен командными соревнованиями «Муниципальный интеллектуальный марафон» для учащихся 4-х классов, 168 участников. Руководитель проекта Пуляевская Т.И., заместитель директора МБОУ «Гимназия № 1». Тема муниципального интеллектуального марафона 2017-2018 учебного года «80-летию Иркутской области посвящается».

В марте с целью выявления особо одарённых и способных к изучению родного русского языка обучающихся уровня начального общего образования проводится традиционная муниципальная олимпиада по русскому языку. 157 участников. Руководитель проекта Емельяненко М.В., заместитель директора МБОУ «СОШ № 4».

Третий год подряд в марте месяце, вслед за муниципальной олимпиадой по русскому языку, мы проводим муниципальную образовательную акцию «Тотальный диктант» с целью определения уровня грамотности выпускников начальной школы, развития желания повышать культуру грамотного письма. Тотальный диктант – это своеобразный флеш-моб. Учащиеся 4-х классов школ города собираются в одно время в одном месте, совместно выполняют диктант и расходятся. Руководитель проекта Деева И.Л., заместитель директора МБОУ «СОШ № 19». 114 участников.

Мы считаем, что, если ещё совсем недавно, начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и, в частности, грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении учащихся со скукой и школьной «обязаловкой», в частности, с пресловутой формой диктанта.

Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно – лучше, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека. Девиз тотального диктанта: «Писать грамотно – это модно!

Второй год в режиме деятельности ММО педагогов комплексного учебного курса ОРКСЭ проводится Ярмарка образовательных проектов обучающихся с целью публичного представления достижений в изучении данного курса. Руководитель проекта Пуляевская Т.И., заместитель директора МБОУ «Гимназия № 1».

В текущем учебном году на Ярмарке были представлены 8 проектов:

ОМРК – 2 проекта (СОШ № 5, гимназия № 1);

ОСЭ – 1 проект (гимназия № 1);

ОПК – 5 проектов (СОШ № 36 – 3, СОШ № 29, гимназия № 1).

С целью выявления и поддержки обучающихся и педагогов начального общего образования, способных проявлять себя как функционально грамотную личность, умеющую решать нестандартные жизненные и учебные задачи в феврале-марте-апреле состоялся Всероссийский интеллектуально-творческий марафона «Твои возможности — 2018» ОС «Школа 2100», который был посвящён известным географическим открытиям, 168 участников.

В апреле традиционно проводится муниципальная тематическая интеллектуально-творческая игра по литературному чтению «Читай книги – будь личностью!» для обучающихся 4 классов. Тема литературной игры 2018 года «Тепло дружной семьи». 129 участников. Руководитель проекта Сивакова Е.И., заместитель директора МБОУ «СОШ с углублённым изучением английского языка № 27». И «СЕПЕРЧИТАЙ-ка» для обучающихся 3-х классов. 145 участников. Тема литературной игры для третьеклассников 2018 года – «Юбилею С.В. Михалкова посвящается». Руководитель проекта Мамбергер О.В., заместитель директора МБОУ «НШДС № 1».

Интеллектуально-творческие игры по литературному чтению проводятся с целью выявления, поддержки и стимулирования талантливых знатоков детской литературы, исполнителей и юных поэтов, владеющих жанром художественного слова;

литературного развития ученика на основе его собственной литературной и творческой деятельности.

Литературно-творческая игра состоит из четырёх этапов:

I этап (заочный) – Конкурс юных поэтов. Традиционно данный конкурс оценивает Н.Н. Кудашкина, ангарская поэтесса, член Союза писателей России;

II этап (очный) – конкурс чтецов поэтических произведений по заданной теме;

III этап – индивидуальный тур;

IV этап – командный тур, создание и защита коллективного проекта.

В конце апреля проводится традиционная муниципальная олимпиада по окружающему миру с целью выявления особо одарённых, высоко мотивированных к изучению окружающего мира обучающихся НОО, 130 участников. Руководитель проекта Гапонова Е.Г., заместитель директора МБОУ «СОШ № 30».

В мае – Муниципальная конференция младших школьников «Юный исследователь». 112 участников Руководитель проекта Бекешко О.Н., методист МБУ ДПО ЦОРО, учитель МБОУ «СОШ № 36».

Целями конференции являются:

Развитие творческих способностей младших школьников, привлечение их к поисково-исследовательской деятельности.

  1. Таким образом, в течение 2017-2018 учебного года количество муниципальных мероприятий для детей составило – 14, в которых приняли участие 1875 обучающихся 1-4 классов. По итогам проведения мероприятий с детьми и на основании решений жюри муниципальных интеллектуальных соревнований изданы приказы УО ААГО.
  2. Муниципальный методический совет педагогов НОО ходатайствует о вынесении благодарности за участие в организации и проведении муниципальных методических мероприятий следующим образовательным организациям: МБОУ СОШ № 4, № 5, № 6, № 10, № 11, № 19, № 20; № 24, № 30, № 31, № 32, № 36, МБОУ «Гимназия № 1», МБОУ «НШДС № 1», МАОУ «Гимназия № 8», МАОУ «СОШ с углублённым изучением английского языка № 27».
  1. Анализ деятельности проектов.

В течение 2017-2018 учебного года на уровне методического взаимодействия с педагогами НОО реализовывались два методических (образовательных) проекта:

  • Системное методическое взаимодействие с педагогами НОО «Результаты освоения ООП НОО по учебным предметам русский язык, математика, окружающий мир. ВПР – 2018»;
  • Системно-действующий семинар практикум «Правовая компетентность педагога – основа его профессионального роста».

Необходимость создания и реализации первого проекта вызвана тем, что результаты ВПР выпускников НОО 2016 года АГО по русскому языку и математике были незначительно ниже областных показателей. ММС педагогов НОО на августовском педагогическом форуме – 2016 г. вынес решение спроектировать системное методическое взаимодействие с учителями первых и четвёртых классов по подготовке младших школьников к выполнению ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру.

В разработке проекта и последующем обновлении его содержания приняли активное участие члены ММС Т.В. Пензова, заместитель директора СОШ № 4, О.В. Орловская, заместитель директора, команда педагогов СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов, Е.Г. Гапонова, заместитель директора СОШ № 30. Руководитель проекта, разработчик аналитического модуля О.Н. Бекешко, методист МБУ ДПО ЦОРО.

В реализации методического проекта приняли активное участие О.В. Мамбергер, заместитель директора НШДС № 1, И.Л. Деева, заместитель директора СОШ № 19, Л.Г. Реченская, заместитель директора СОШ № 36.

Проект включает 4 учебных модуля (не менее 8-ми занятий), которые были проведены с августа 2017 г. по март 2018 г.

I учебный модуль включает первое и последнее (аналитические) занятия;

II учебный модуль (два занятия) посвящен погружению в программу формирования планируемых результатов и программу достижения планируемых результатов по учебному предмету «Русский язык»;

III учебный модуль (два занятия) посвящен погружению в программу формирования планируемых результатов и программу достижения планируемых результатов по учебному предмету «Математика»;

IV учебный модуль (два занятия) посвящен погружению в программу формирования планируемых результатов и программу достижения планируемых результатов по учебному предмету «Окружающий мир».

На последнем (итоговом) занятии слушателям была предложена анкета, следующего содержания:

Анкета слушателя

системного методического взаимодействия с педагогами начального общего образования

«Результаты освоения ООП НОО по учебным предметам «Русский язык»,

«Математика» и «Окружающий мир. ВПР – 2018»

  1. Понятна ли вам целевая установка данного методического взаимодействия? ДА, НЕТ, НЕ СОВСЕМ (нужное подчеркнуть);
  2. Обосновано ли, на ваш взгляд, введение контрольных измерений в формате ВПР? ДА – своевременно, НЕТ – обучающиеся и педагоги пока не готовы к подобным испытаниям, НЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ;
  3. Помогла ли вам Программа системного методического взаимодействия понять, какие образовательные результаты оцениваются при проведении ВПР? ДА, НЕТ, НЕ В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ;
  4. Обосновано ли, на ваш взгляд, предлагаемое Программой количество занятий? ДА, НЕТ, НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ;
  5. Какие учебные модули вызвали у вас наибольший интерес? ____________________________________________________________________________________________________
  6. Какое количество баллов (от 0 до 4-х) вы бы поставили организаторам методического взаимодействия школы, на базе которой вы были участником методического взаимодействия? ______________________
  7. Ваши рекомендации по улучшению качества Программы методического взаимодействия? ____________________________________________________________________________________________________

Спасибо за работу!

Анализ данной анкетирорвания показал, что слушателям понятна цель данного методического взаимодействия – 100%;

КИМ в формате ВПР своевременны – 98,4%;

Программа данного проекта помогла понять систему оценивания образовательных результатов – 98,4%;

Количество занятий обосновано – 100%;

Наибольший интерес вызвали учебные модули: 1) аналитический – 100% респондентов; 2) ВПР, русский язык – 99,2%; 3) ВПР, математика – 100%; 4) ВПР, окружающий мир – 98,4%.

Проект объединил 128 постоянных участников. Общая оценка данного взаимодействия – 4,0 балла.

Продуктивным  результатом реализации данного проекта в течение 2016-2017 и 2017-2018 учебных годов можно считать положительную динамику показателей уровней обученности и качества по Ангарскому городскому округу в сравнении с региональными и федеральными показателями.

В 2017 году результаты ВПР обучающихся НОО превысили областные показатели, но, по-прежнему, оставались ниже показателей по РФ (вся выборка). Поэтому муниципальный методический совет НОО вынес решение продолжить работу по реализации данного проекта с новым составом педагогов в 2017-2018 учебном году.

В 2018 году показатели обученности и качества по АГО превысили не только областные, но и федеральные показатели по математике и окружающему миру.

Проблемной зоной остаётся русский язык, по которому показатели уровня обученности на 2, 7% превышают областные показатели и совпадают с федеральными (95,4%). Показатели же качества обученности по АГО на 2,1% превышают областные показатели и на 5,1% ниже федеральных показателей.

Результаты ВПР выпускников начального общего образования в динамике развития 2016 – 2018 г.г.:

Русский язык Математика Окружающий мир
2016 г. РФ

%

Иркутская область

%

АГО

%

РФ

%

Иркутская область

%

АГО

%

РФ

%

Иркутская область

%

АГО

%

97,7/82,2 95,3/77,7 93,5/73,3

(-1,8/-4,4)

РФ(-4,2/8,9)

97,7/81,7 95,1/76,8 94,5/76,3

(-0,6/-0,5)

РФ(-3,2/-5,4)

98,7/74,5 97,8/76,3 97,7/76,5

(-0,1/-0,2)

РФ(-1,0/+0,5)

2017 г. 96,2/74,5 93,5/69,1 94,9/72,3

(+1,4/+3,8)

РФ(-1,3/-2,2)

97,8/78,6 95,7/69,3 96,4/71,1

(+0,7/+1,8)

РФ(-1,4/-1,8)

99,1/74,9 98,5/71,7 98,9/73,7

(+0,4/+2,0)

РФ(-0,2/-1,2)

2018 г. 95,4/70,3 92,8/62,8 95,4/64,9

(+ 2,7/+2,1);

РФ (=/-5,1)

98,1/78,1 97,0/74,0 99,1/79,8

(+2,1/+5,8)

РФ (+1,0/1,7)

99,2/78,7 99,0/75,0 99,8/82,9

(+0,8/+7,9)

РФ (+0,6/+4,2)

Второй проект – системно-действующий семинар-практикум «Правовая компетентность педагога – основа его профессионального роста», был разработан по инициативе Е.Н. Румянцевой, директора НШДС № 1 и О.В. Мамбергер, заместителя директора НШДС № 1, с учётом запросов педагогов НОО АГО по результатам итогового анкетирования.

Проект объединил 30 постоянных участников-слушателей, оценён максимальной оценкой – 3,9 балла и по их предложениям в 2018-2019 учебном году будет дополнен новым содержанием, пролонгирован.

Проблемы, пути решения:

Проблема Пути решения в 2018-2019 учебном году
1. 116 педагогов, 27,7% от общего количества педагогов НОО, нуждаются в КПК Организация (по возможности) КПК в первой половине 2017-2019 учебного года на внебюджетной основе

Организация КПК во второй половине 2018-2019 учебного года на бюджетной основе.

2. Недостаточное владение педагогами НОО проектированием, планированием, проведением и анализом  современного занятия внеурочной деятельности муниципального профессионального смотра-конкурса занятий внеурочной деятельности «Кирпичик за кирпичиком: мое новое занятие». Продолжение системной работы по проектированию, планированию, проведению и анализу  современного занятия внеурочной деятельности в рамках муниципального педагогического марафона «Грани педагогического мастерства 2018-2019. ФГОС НОО: от качества условий реализации к  качеству результата» на уровне мастер-класса.
3. Требования к результатам освоения ООП НОО – одно из важных требований, предъявляемых к педагогу ФГОС НОО. Реализация программы системного методического взаимодействия с педагогами НОО «Результаты освоения ООП НОО по учебным предметам русский язык, математика, окружающий мир. ВПР – 2019».
4 Утверждение новой редакции ФГОС НОО Система обучающих семинаров для заместителей директоров по НОО по обновлению содержания ООП НОО в соответствии с новой редакцией стандарта


ВЫВОД: Анализ методического взаимодействия с педагогами начального общего образования в 2017-2018 учебном году позволяет считать его удовлетворительным.

Задачи на новый 2018-2019 учебный год

  1. Способствовать организации и проведению курсов повышения квалификации на базе АГО по актуальным для педагогов темам. Активизировать деятельность педагогов НОО по онлайн-образованию, онлайн-обучению.
  2. Продолжить системную работу по проектированию, планированию, проведению и анализу современного урока; современного занятия внеурочной деятельности (на уровне мастер-класса) в рамках муниципального педагогического марафона «Грани педагогического мастерства 2018-2019. ФГОС НОО: от качества условий реализации к качеству результата».
  3. Спроектировать и способствовать созданию условий для проведения учебного курса мастер-класс по теме «Технология проведения занятия внеурочной деятельности в условиях требований новой редакции ФГОС НОО».
  4. Продолжить реализацию программы системного методического взаимодействия с педагогами НОО «ВПР: Результаты освоения ООП НОО по учебным предметам русский язык, математика, окружающий мир» в течение 2018-2019 учебного года с учётом анализа выполнения ВПР – 2018.
  5. Пролонгировать, наполнить новым содержанием проект системно-действующего семинара-практикума «Правовая компетентность педагога – основа его профессионального роста».

Приложение 1

№ п/п ММО, мастер-классы Оценка деятельности

(0-4 б.)

1 Методическое взаимодействие с педагогами НОО «Результаты освоения ООП НОО по учебным предметам русский язык, математика, окружающий мир. ВПР – 2017» 4,0 балла
2 Семинар-практикум «Правовая компетентность педагога – основа его профессионального роста» 3,9 балла
3 ММО «Лаборатория педагогического опыта. ММО учителей ОРКСЭ», гимназия № 1 4,0 балла
4 ММО «Лаборатория гуманной педагогики», СОШ № 24 4,0 балла
5 ММО молодых учителей начальных классов «Школа молодого специалиста», СОШ № 31 3,9 балла
6 Конкурс  рабочих программ по учебным предметам начального общего образования  «Путь к успеху» 3,8 балла
7 Презентационная площадка начального общего образования образовательных организаций АГО «Школа инновационного мышления» 4,0 балла
8 Педагогическая трибуна «ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации» 4,0 балла
9 Профессиональный конкурс уроков и занятий внеурочной деятельности «Кирпичик за кирпичиком: мой новый урок» 4,0 балла
10 Фестиваль мастер-классов «Ярмарка учебно-методических инноваций» 4,0 балла
11 Конкурс  школьных методических объединений педагогов начального общего образования «Секреты мастерства» 4,0 балла
12 Заочный конкурс видеороликов «Семь-Я и ШКОЛА – единство целей и устремлений» 3,9 балла


Приложение 2

Таблица итогов смотра-конкурса ДЕБЮТ — 2017 педагогов НОО

№ п/п ФИО № ОО I тур (эссе) II тур (самопрезентация) III тур (учебное занятие) IV тур (педагогическая позиция) Итог Результат
1 Алфёрова Ксения Ивановна МБОУ

«СОШ № 27»

9,4 8,0 75,3 16,0 108,7 I место
2 Горяшина Алёна Сергеевна МБОУ

«СОШ № 20»

6,4 8,2 64,0 9,8 88,4 III место
3 Денисова Лидия Николаевна МБОУ

«СОШ № 6», педагог дополнительного образования

4,7 3,9 63,8 10,8 83,2 В общий поток
4 Дудина Татьяна Александровна МБОУ

«СОШ № 10»

9,2 9,9 74,4 15,5 109,0 I место
5 Земляных Светлана Павловна МБОУ

«СОШ № 7»

6,8 6,9 55,9 10,8 80,4 Победа в номинации «Судьбою вызвана к доске»
6 Камаева Яна Дмитриевна МБОУ

«СОШ № 17»

7,4 7,7 67,2 11,8 94,1 II место
7 Кравцова Любовь Тимофеевна МБОУ

«СОШ № 20»

5,1 9,6 48,0 15,5 78,2 Победа в номинации «За безграничное стремление к  профессиональному росту»
8 Серебренникова Полина Алексеевна МБОУ

«СОШ № 27»

Эссе – 5,4; Выбыла по состоянию здоровья

 Анализ методического взаимодействия. 2017-2018, БЕКЕШКО О.Н