Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 3

Кроссенс

Кроссенс как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления

            Слайд № 1

Кроссенс – этот метод интерактивного образования, позволяющий учиться взаимодействовать между собой, а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Технология интерактивного обучения является возможностью идти в ногу со временем, кроме того, из вариантов разрешения противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.

Слайд № 2

«Что такое кроссенс?»

Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения. Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, похожее на поле «Крестиков-ноликов». Идея кроссенса, как все простое, гениальна и, как все гинальное, очень проста. Он похож на кроссворд. Но в отличии от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.

Суть метода – разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько, а иногда и все образы.

Слайд № 3

«Из истории»

Идея головоломки кроссенс принадлежит нашим соотечественникам: писателю, педагогу и математику Сергею Федену и доктору педагогических наук, философу и художнику Виктору Бусленко. Головоломка впервые опубликована в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

 

Слайд № 4

«По сравнению с кроссвордом»

Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. «В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься – куда нас приведёт слово «образование»? По сути, педагог занимается созданием у ребёнка образа мира и себя самого в нём. В последующей жизни человек активно пользуется накопленными в учебной практике образами для принятия решений и выбора пути. Поэтому, я, основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенса с полем из двух, а затем из четырех квадратиков. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой.

Ключевые слова: кроссенс, метод, образ, пересечение, изображения, картинки.

Слайд № 5

Каждый учитель использует в своей профессиональной деятельности набор наиболее эффективных, на его взгляд, методов, а также приемов, которые помогают реализовать данный метод на практике. Один из наиболее применяемых на данный момент методов – метод технологии критического мышления, который направлен на развитие самостоятельного, творческого, образного, логического мышления. Среди приемов, которые можно использовать при реализации данного метода можно назвать кроссенс. Развивающий метод «кроссенс» способствует, на основе деятельсностного подхода, формированию креативности, сотрудничества. Авторами утчерждалось, что при решении кроссенса развиваются все аспекты мышления – павмять, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления.

Кроссенсы бывают двух уровней сложности: «базовый», в котором связи «лежат на поверхности» и тогда ученик должен объяснить их, и «высокого уровня», в котром изображения связаны образным, символическим смыслом; в этом случае ученик должен разгадать кроссенс. Читать, или решать кроссенс  можно слева направо или сверху вниз, двигаясь далее только вперед. Обычно следует установить связи клеток по периметру под номерами 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9,   а также по центру между клетками 2-9, 6-9, 8-9, 4-9.

Слайд № 6

В эту головоломку входят понятия, предметы или явления, которые необходимы в работе над заданной темой, затем определить логические и ассоциативные связи между ними, установить порядок следования друг за другом, выявить центральное (связующее) понятие и подобрать изображения, визуализирующие каждое их понятий.

Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов,  — это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание – найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

Кроссенс позволяет «оживить» образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.

Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 9 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 9. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

 

1

 

2

 

3

 

8

 

9

 

4

 

7

 

6

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 7

«Как работать с кроссенсом?»

Использование кроссенса на уроке открывает широкие возможности пред педагогом и учениками. Первому он позволяет нестандартно и интересно для учеников проверить знания, объяснить новый материал, закрепить ранее изученную тему, вторым приносит удовольствие от решения поставленной задачи, поскольку часто решение оказывается нетривиальным и неожиданным. Разгадывание кроссенса порой приносит «непрогнозируемые» результаты, в том случае, если учащиеся, развивая ассоциативный ряд, находят настолько глубинные связующие нити между понятиями и явлениями, что даже автор кроссенса не закладывал их в данную головоломку. Подобные неожиданности всегда приятны, поскольку доказывают, что дети включены в работу и демонстрируют активную работу воображения и логического мышления.

Использование кроссенса допустимо на любом из этапов урока, будь то проверка домашнего заклания, объяснение нового материала или закрепление ранее изученного.  Кроссенс сам может стать творческим домашним заданием для учеников в парах или группах. Учителю кроссенс дает возможность показать связь усвоенных понятий с жизнью, реализовать межпредметные связи, а главное, он позволяет заинтересовать изучаемым материалом учащихся, поскольку открывает новые оттенки смыслов  в знакомых и привычных предметах.

Слайд № 8

  1. Определение тематики, общей идеи.
  2. Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме.
  3. Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
  4. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).
  5. Концентрация смысла в одном элементе (центр).
  6. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
  7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
  8. Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.
  9. Построение ассоциативной связи между образами элементов.

 

 

Заключение:

Значимость кроссенса как приема в процессе обучения очевидна. Он позволяет развивать все виды компетенций и формировать необходимые УУД, а именно:

  1. Личностные УУД формируются в процессе объяснения/разгадывания кроссенса:

– «Я смог!», «У меня получилось!» — происходит повышение позитивной самооценки, самоуваджения.

— В связи с необходимостью размышлять, придумывать собственные, личностные ассоциации появляется возможность реализации потребности в творческом самовыражении.

— Происходит нравтсвенно-этическое оценивание героев и их поступков, заложенных в кроссенсе, исходя из морально-этических норм и личных приоритетов учеников.

  1. Метапредметные УУД формируются в процессе первоначального осмысления кроссенса:

— Определение направления деятельности – откуда начать, обдумывание того, что более трудно и над чем необходимо поразмышлять глубже.

— Развитие речевой деятельности и умение аргументировать собственную точку зрения.