Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 3

Метод анаграмм

1 слайд— Любое дело, будет успешным, если Вы  начнёте  его  с хорошим настроением!  Позвольте мне дать Вам несколько советов, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

  • Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия
  • Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.
  • И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
  • Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!
  • Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Следите за своим здоровьем и Будьте здоровы!!!

2 слайд —  Сегодня мне хотелось бы  рассказать Вам о том, что я использую в своей работе с первоклассниками, для того, чтобы дети учились читать с увлечением и с удовольствием.

(слайд с темой выступления «Метод анаграмм, как приём формирования читательской компетентности у первоклассников»

3 слайд Современные дети не любят читать!  Актуальность выбранной  темы связана с тем, что с то сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения.  И это беда наша, беда наших детей.Нынешняя система обучения чтению основана на насилии (плохо читаешь, – читай больше), приносит издержки, которые мы имеем. А не желающих читать детей становится  все больше и больше.

4 слайд — Дети на вопрос «Любите ли вы читать?» почти всегда отвечают: «Да», но вот на вопрос «Чем вы занимаетесь в свободное время?» отвечают по-разному: играю, смотрю телевизор, гуляю. И только некоторые ребята отвечают: «Читаю книги».  Почему?

5 слайд -Почему дети не любят читать КТО ВИНОВАТ  И ЧТО ДЕЛАТЬ?    Причин много,

6 слайд — В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. И это объяснимо, чтение – это труд, нелёгкий труд,  при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

 РЕБЕНОК  НЕ  ЧИТАЕТ  ПОТОМУ, ЧТО:

  1. Обладает малой скоростью мыслительных процессов.
  2. Его заставляют читать.
  3. Утеряны семейные ценности, по отношению к книге;
  4. Ребёнок беспомощен перед этой проблемой.

7 слайд — За долгие годы работы в школе, я использовала различные приёмы, для того, чтобы чтение для детей, стало увлечением. И сегодня я хочу предложить вам интересный метод, который я открыла для себя в этом году,  направленный на решение важной проблемы: развитие читательской компетентности, а также повышение скорости и усовершенствование техники чтения путем развития мышления ребенка.   Ребёнок должен хотеть, стремиться узнать неизвестное. У него должен возникать интерес, потребность, необходимость, чтобы познать неизвестное.

8 слайд  —  Именно на развитие мышления детей обратил внимание  учитель – методист  Валерий  Борисович Эдигей,  в своем методе, о котором пойдет речь. Он отличается оригинальностью, поскольку не имеет аналогов.

Предлагаемые   Эдигеем задания многообразны, оригинальны и новы, но главное — составлены с учетом  возможностей и интересов детей. В силу своей необычности вызывают в ребенке целеустремленность и способствуют овладению техникой чтения. Развиваемые в детях качества измеряются не столько скоростью чтения, сколько умением обобщать, анализировать, сопоставлять, наблюдать, догадываться, воображать и т. д.

9 слайд — Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.

10 слайд —      Однажды Эдигей попросил первоклассника, уже знающего буквы, умеющего сливать звуки в слоги, слоги в слово, прочитать вот такое слово ОСТЛ. Ребенок улыбнулся, потом удивленно спросил : А это что такое ? — Это стол, — в нем буквы поменялись местами. Хочешь помочь мне расшифровать такие слова ? Помоги, вон, видишь, сколько у меня их. Глаза ребенка загорелись интересом, как приятно ему было ощущать себя победителем после прочитанного очередного слова. Многие ученики с большим желанием стали просить карточки с такими анаграммами : ГИРТ ЕЛВ       ОНСЛ       УТИФЛ

11 слайд15 слайд —     Однако, здесь не только нужно было прочитать слово, но и исключить лишнее, т. е. отличное от остальных по смыслу, в представленном ряде слов. В данном случае это слово « туфли », так как все остальные слова ( тигр, лев, слон ) обозначают животных.

16 слайд19 слайд —           Постепенно от анаграмм перешли к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указывая заглавную букву и печатая ее большой. Желающими получить такой текст были все дети в классе. Подбирая для каждого ученика посильный текст, получаются   отличные результаты. Большинство моих первоклассников  увлеклись процессом расшифровки, тем самым повышая скорость чтения обычного текста. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.

Создавая по аналогии такие анаграммы, В. Эдигей классифицировал их по частям речи, адаптировал для начальной школы, для того, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики.

20 слайд —   Работать по этой технологии я начала с учащимися уже с 1 класса.     Сначала я использовала на своих уроках карточки анаграммы-предметы. Вначале детям трудно было расшифровывать слова. Одни прочитывали слова быстрее, другие медленнее. Постепенно, из урока в урок, они научились работать по ним. Затем я ввела анаграммы-признаки предметов. Расшифровывая, научились читать и их. Самыми трудными для детей были анаграммы-глаголы. Работая по этим карточкам, мы проработали  очень много  слов, объяснили их значение, придумали с ними предложения.

Дети с большим интересом работают по этим карточкам. Они думают, помогают друг другу, читают, не осознавая, что одновременно идет несколько видов работ: развитие мыслительных процессов головного мозга, развитие быстроты глаз, повышение словарного запаса учащихся, развитие речи, развитие кругозора, т. к. тексты на разные темы, а самое главное повышается скорость и усовершенствуется техника чтения путем развития мышления ребенка. Повышается грамотность учащихся.

Эти задания легко вписываются  структуру урока, снимая напряжение и усталость детей.

21 слайд —   Данные мониторинга показывают положительную динамику и подтверждают эффективность работы внедряемых технологий (при 100% понимании прочитанного темп чтения выше нормы у всех учащихся).

22 слайд —   Думаю, учителя начальных классов, родители, желая помочь своим детям в овладении высоким уровнем техники чтения, используют этот практический материал.

23 слайд – Практическая часть

24 слайд – Спасибо за внимание.

АНАГРАММЫ — ПРЕДМЕТЫ

Задание: Попробуй прочитать слова и исключи лишнее слово.

  1. ГИРТ                                      2. НЁКЛ                               3. ПИГАСО

ЕЛВ                                            БУД                                     ФИЛУТ

СОНЛ                                         ЁЗЕРАБ                               ШИЧКЕ

ФИЛТУ                                      ШАНИАМ                          МИАЗ

  1. ВОРАТЬК                               5. АЛПЕН                            6. НУОКЬ

НИДАВ                                       ЧУКАР                                ОМС

ШАФК                                        ГИНАК                                УЩАК

РЁВКО                                        БОЛЯОК                             ЛОТОМОК

  1. КЁТЛИЧ                                 8. ШУРАГ                            9. КЮРБИ

РОВАП                                       ЛАВСИ                                ДИПАЖК

ВАДОРЕЦП                               УБАРЗ                                  ЩАПЛ

ШУГАР                                      ИГНКА                                 СОНСА

  1. ЧИКАЙН                             11. ЛИЫЖ                            12. ЛИКОГА

ШАКАЧ                                     КАНСИ                                 КИТАН

МАСОРАВ                                КИНОКЬ                              ЖИНОЦНЫ

БОСАКА                                   ТАВАР                                  ХБЕЛ

  1. БЕНО                                   14. РАСАХ                            15. АТПАР

АЛБОКО                                   БЕХЛ                                     СОКДА

ДЖОДЬ                                     ОКОМЛО                              ЛМЕ

ТАНОБ                                      КЕЦВОТ                                ЕЛХБ

  1. ЗАГЕАТ                               17. ЧАБКО                            18. КИБУКИ

НУРАЖЛ                                   ДОРЕВ                                  КАЛУК

МОСИПЬ                                   КАСАТН                               ШАКИМ

АШАК                                        НЫДЯ                                   ЛОСТ

  1. КИРОКДОЛ                        20. КЁЛН                              21. ЛАСИ

ЛВЕ                                           СОНСА                                  ЦАЯЗ

РОМЖ                                       НЯБАРИ                                ДЕМЕДВЬ

ДОВА                                        ШИМАНА                             РАГУШ

  1. ГСЕН                                  23. АКАШ                              24. ЛЫМО

ЗОРМО                                     ТОМОПК                               ТЁЩАК

АЗМИ                                        БЕХЛ                                      ЫБУЗ

КОШАМРА                              РОПТО                                   РОТОП

  1. БАНАРАБ                        26. АРЗО                                27. КИПЯРН

ДАКУД                                   АКМРАШО                          ТРОТ

ЛОРЬЯ                                    САТАР                                  РИЖЕНОПО

ЗОАР                                       ИШАМАН                            БОКААС

  1. ДРОКОТ                          29. КЕСОРЛ                          30. ТИМАТЕМАКА

ИЧЕТУЛЬ                              ТОКАВРЬ                             НЕЧЕТИ

РАПОВ                                   НИДАВ                                 МИПОСЬ

ТЕЗАГА                                  ТЕЗАГА                                ШИНВЯ

  1. КУАР                                32. МОЯС                             33. ДОШУКПА

ГАЗАЛ                                    БОЛАКАС                           ЯДОЛЕО

СОЛЫОВ                              ЛАТОТКЕ                             РЫКАПОВЛО

ТОНФАКЕ                             ПЕРАКЬ                               МОРОПИД

  1. МОРОПИД                       35. ФАТОК                          36. НАКТ

ЦУРОГЕ                                 ПАТЕЛЬ                               ШУПКА

МКОРОВЬ                             ТАЛОПЬ                               ЛОМАСЁТ

НИДАВ                                  НИДАВ                                 ВОРОКА

  1. ВИЛЕТЕРОЗ                    38. ШИНВЯ                         39. ЗААВ

ИНОК                                     САВЛИ                                САКТЮРЛЯ

МИЛФЬ                                  НЕРЯШЧЕ                          ШАЧКА

ПАГОСИ                                АВАЗ                                   НЕПАЛ

  1. КОТЕЦВ                           41. КОРИЛК                       42. ТЕСАМАН

ОЛЕТ                                      ДОШАЛЬ                            РИКЕФ

ВОСЕЛОЙ                              КУТА                                  ОКОМОЛ

ЫНЯД                                     УБД                                      ЦАЯЗ

  1. РАШФ                              44. РАКЫШ                         45. АБОСАК

ПАКАШ                                 ГАФЛ                                    НОКЬ

БАШУ                                    ТЕВЦЫ                                 ШОККА

ДЕВЕМДЬ                             ЗАКСАК                                БАРЗУ

  1. РОПТО                             47.ДИМОРОП                      48. ИКЛВА

КОТМОЛО                           РУГЕЦО                                 АКСТАН

ЛАПИ                                    КЛУ                                        ЖНО

ОЛОКОМ                              НОРАОВ                                ВАЛСИ

  1. РАНООВ                50. РАТКА         51. ЛАКЫТУБ       52. ШКОДОПА

АКУТ                           САЛАТ                КНАБА                  ЯДОЛЕО

СУГЬ                            СОБУЛГ             НАТАСК                ТРАСАМ

ТАНОБ                         ЫСЧА                 ХСАРА                   ЯХНУК

АНАГРАММЫ – ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

  1. ДЛИЙЫНН                               2. КРВИОЙ                     3. ГУЛЫПЙ

ОБЛЬШОЙ                                   КРАВЫЙСИ                   МУЫНЙ

МАКИЙЕЛНЬ                             ОХРОИШЙ                     СМЕНОЙШ

ОНКИ                                           ФЛЬИМ                           СНОЛЕЦ

  1. ТВРЁДЫЙ                                 5. ЛЕНТЙИ                      6. КРСАНЫЙ

ЯМГКИЙ                                      ОСЕИЙНН                       ЗЕЁЛЫНЙ

КРПЕИКЙ                                    ЗМИНИЙ                          ЖЁТЛЫЙ

ОВЛК                                            АЛИС                                БЕКЛА

  1. БЕЫЙЛ                                     8. ЁТМНЫЙ                      9. ХООЛНДЫЙ

ЧРЙНЫЁ                                      СВЕТЛЙЫ                         ТЙЛЫПЁ

СНИИЙ                                        СРДЕНИЙ                          ГОЯРИЧЙ

НОС                                              МАЗИ                                 БУМГАА

  1. СУЙХО                                11. ВКУНСЫЙ                  12. ВЕСЛЁЫЙ

СЫОРЙ                                      ПРИТЯЫЙН                      ГРУТСЫНЙ

МОРЫКЙ                                  ЛПОХОЙ                            СЕРЬЗНЁЫЙ

АДОВ                                        ЛУАН                                   ВШИЯН

  1. СТЕКЯЛЫННЙ                  14. ЗВОКИЙН                    15. ИКСЫЛЙ

НВДЕЕРНЯЫЙ                         ИТХИЙ                              СЛДАКИЙ

ЖЕЗЛЕЫНЙ                              ГРМОИЙК                         ГОЬКРИЙ

ГВЗОДЬ                                     ЗЕЛЯМ                                ГОХОР

  1. ЧИТЫСЙ                             17. ТОСТЛЫЙ                   18. ЛЗОЙ

ГРЯНЗЫЙ                                 ТНОИЙК                            ДОРЫЙБ

СВЕИЙЖ                                   ОХУДЙ                              ПОЛОЙХ

МРЕО                                         КЕРЛСО                             ШИРАК

  1. ЛАКСВОЫЙ                       20. СМЫЙЕЛ                     21. ОВЩНООЙ

ХУМЫЙР                                  ТРУЛЫЙСВИ                     МСЯОЙН

СКЫЙУЧН                                БОВЕОЙ                              ЫРБЫЙН

АНАГРАММЫ-ТЕКСТЫ

родГозылыК.

лызКы – цалистовыуТ. зылКуы – 90 тле.шаНродгосивыйрак. В мешнародегоогомн лицу.сЕтьуцыилшильебо и леньамкие. ноМгиеуыцлисятноямивинутхискевроге. отЭлиуыцчилКе-лаоо, думЧльу, пачасанпоЛ, наюОрсеКуди и дгируе. зылчаКынеятбюлйовсдогор.

аНкелыбар.

Ратеяблоишптивольубры. мирТеёсн.дочуки. сяА и латБолизявтьес. мирТемойпалтьяпкенуой. сяАмолайпщикале. латБоулаппосякалийменькасарь.

 

Н

о

В

ое

чте

Н

ие

Цель «Нового чтения» — нахождение искомого посредством прочтения и осознания прочтенного.

Это тот путь, который решает проблему увлечения чтением. И если всегда это

увлечение вызывали попыткой заинтересовать содержанием, то здесь акцент делается на интеллектуальную заинтересованность.

Комплекс приведенных в книге упражнений — это чтение исподтишка, чтение

как необходимая приманка, как деньги на покупку игрушки. И не нужно говорить

о неэтичности такой методики. Просто есть физиология и неврология. И хорошо,

если баланс между необходимым и возможным сохраняется. Так давайте пойдем