Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 3

Публичное выступление. Эссе.

Как подготовиться к публичному выступлению

Для начала — несколько универсальных советов от выдающихся спикеров. Они создадут нужный настрой для подготовки к выступлению.

  1. Критически значимо выделить достаточно времени на подготовку. Самая лучшая импровизация готовится заранее. Это не значит, что в публичных выступлениях всё должно быть отрепетировано до автоматизма. Дело в другом: готовясь без спешки, вы создаете психологический фундамент хорошего выступления. Если в процессе подготовки вы сделали всё, что собирались, то будете чувствовать внутреннюю уверенность, и аудитория почувствует вашу силу.
  2. Используйте свои сильные стороны.Если юмор не ваш конек, не выстраивайте выступление на основе шуток. Зато если вы при этом владеете талантом обобщать большие данные и предоставлять их аудитории в понятном виде, обязательно им воспользуйтесь. Какие способности отмечают в вас другие? Что вы умеете лучше всего? Обязательно используйте ваши сильные стороны.
  3. Самое страшное не случится.Это значит, что вы можете расслабиться. Вы не упадете со сцены, не забудете речь, и аудитория вряд ли будет настроена враждебно. Вы не оригинальны — все ужасы, которые кажутся вам реальными в связи с публичными выступлениями, представляются всем людям мира. И раз за разом, выступление за выступлением, ничего сверхординарного не происходит. Факт.

А теперь уделим внимание основным этапам, которые вам предстоит пройти, чтобы выступить успешно.

Шаг 1: проанализируйте аудиторию

В публичных выступлениях возможны два варианта: когда оратор ставит в центр себя и когда он ставит в центр свою аудиторию. Первый подход — традиционный для выступлений в жанре стэндап (Джордж Карлин, Эдди Мерфи и Ленни Брюс выступают в таком ключе). Автор выступления решает, какой будет тема и её подача, ориентируясь только на свои представления. Но если мы говорим о конференциях, рабочих презентациях и других деловых выступлениях, то здесь нужно всегда придерживаться подхода, когда в центре — ваша аудитория. В этом случае вы выбираете тему, которая будет полезна для аудитории, и используете слова, изображения и понятия, которые лучше всего подойдут для этой аудитории. Так вы обеспечите максимальную ценность своей речи для слушателей.

Изучая аудиторию, следуйте этому плану.

  • Демография.

Кто будет вашей аудиторией? Какого они пола, сколько им лет, кто они по профессии? Каковы их индивидуальные и групповые характеристики?

  • Психология.

Что ваша аудитория уже знает? Что она думает по вашей теме? Каковы ее убеждения, негативные и позитивные? В чем неудовлетворенность?

  • Контекст.

Когда и где вы будете выступать? По какому случаю аудитория соберется в этом месте? Что ценного вы можете рассказать им в своем выступлении? Что они должны узнать, почувствовать и сделать, выйдя из зала после вашего выступления?

Главным результатом этого анализа должно стать понимание основной проблемы, которая есть у этих людей в связи с вашей темой. Если вы затронете аудиторию за живое, она будет вас слушать. Вам может показаться, что это ненужный этап, и в конце вы получите мертвые данные, не имеющие практического применения. Но это не так. Вот несколько идей, как вы сможете использовать полученную информацию на всех этапах подготовки.

  • Оденьтесь, как одевается ваша аудитория.
  • Напирайте на аргументы, понятные аудитории (если у вас есть два варианта доказательства одной и той же мысли — с точки зрения экономии средств и с точки зрения защиты окружающей среды, анализ аудитории подскажет, какой из них выбрать).
  • Добавьте к слайдам цитаты и источники, которым ваша аудитория доверяет (для научных работников авторитетны ссылки на научные исследования, а для фитнес-тренеров — отзывы людей об эффективности той или иной методики).
  • Выберите слова и данные, которые больше всего подходят для аудитории (полный зал инженеров — отлично, вы можете удариться в технические подробности; выступаете перед журналистами — давайте факты и цифры, но не злоупотребляйте узкими терминами).
  • Используйте оформление слайдов, которое будет соответствовать аудитории (для деловой аудитории — строгий, с графиками и диаграммами, а для студентов — более вольный стиль).

Шаг 2: Подготовьте план

Самый лучший способ сделать провальное выступление — подготовить подробный текст речи и заучить его. Даже не пытайтесь проверять это на себе! Для удачного выступления достаточно плана и основных тезисов.

В основе самых лучших выступлений всегда лежит сильная мысль, идея, которая прослеживается на протяжении всей речи и повторяется несколько раз в виде ключевой фразы. Найдите эту мысль и лаконично сформулируйте её.

План выступления должен содержать 3 основные части:

  • вступление;
  • главные мысли и основные тезисы по каждой из них;
  • резюме.

«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление», поэтому первые 60 секунд — это время, когда оратор должен завоевать доверие слушателей. Во вступлении скажите, кто вы и почему ваша аудитория должна вас слушать. Озвучьте это коротко и емко, но настолько подробно, насколько нужно, чтобы наладить контакт. Если вы уже знакомы с каждым в зале (например, это отчетная презентация по проекту у вас в компании), просто напомните кто вы и расскажите, почему для других отделов важно выслушать информацию по вашему проекту. Если люди впервые услышат ваше имя на мероприятии, то остановитесь также на своих главных достижениях, имеющих значение для слушателей и связанных с темой выступления.

Зак Холман, сотрудник GitHub и автор сервиса по публичным выступлениямspeaking.io, рекомендует в подготовке основной части двигаться от большего к меньшему. Для начала определите, о чем вы хотите поговорить, в виде пунктов. Дальше разбейте каждый пункт на подпункты, и каждый из них, если требуется, снова разбейте на подпункты. Так вы сохраните четкую логическую структуру, и слушателям будет легко двигаться вслед за вами. В этом приеме нет ничего нового, и он отлично работает.

Формулируйте все пункты коротко: ваш план должен наводить на мысли по теме, а не разъяснять каждую из них. Не сбивайте себя детальными формулировками, создайте лишь логический скелет.

Заготовьте «резервные знания». Это те сведения, которые вы не изложили в своем выступлении, но, возможно, они понадобятся, чтобы ответить на вопросы аудитории. Успешные спикеры намеренно создают в своем выступлении «дыры», упуская важные сведения из виду, чтобы спровоцировать вопросы из зала и, таким образом, вовлечь аудиторию в свою речь. Не пытайтесь дать исчерпывающее объяснение во всех пунктах плана — информационный голод формулирует в головах слушателей вопросы, а вопросы — показатель интереса.

Шаг 3: подготовьте презентацию и раздаточные материалы

Придерживайтесь следующего принципа: слайды — не ваша речь, они лишь улучшают её. Используйте материалы, способные усилить основные мысли выступления, но не продублировать их. Что не может быть передано словами или тяжело воспринимается на слух, должно быть в презентации.

Для создания презентации лучше всего подойдут PowerPoint для Windows или Keynote для Mac. Сделайте также резервную копию слайдов в формате pdf — она убережет вас от проблем с совместимостью форматов, читаемостью шрифтов и других форс-мажоров, если вам придется открывать файл не со своего компьютера.

Вот несколько правил, которые помогут подготовить хорошую презентацию.

  • Один слайд — одна мысль.
  • Короткие и четкие формулировки.
  • В списках — не более 4-6 пунктов.
  • Полусерьезное правило: выбирайте кегль шрифта, в 2 раза больший, чем средний возраст аудитории. Если средний возраст — 30 лет, то шрифт — 60 пунктов.
  • Никакого видео!
  • Никакой анимации и спецэффектов в переходе между слайдами.
  • Поместите в раздаточные материалы то, что имеет важное значение и будет плохо восприниматься с главного экрана, чтобы каждый слушатель мог рассмотреть их со своего места.

Шаг 4: отрепетируйте выступление

Теперь, когда у вас есть план речи и слайды, вы можете приступить к репетиции своего выступления. Каждый человек подходит к репетиции по-своему. Кому-то достаточно плана, распечатанного на листе, а кто-то предпочитает подготовить маленькие карточки с основными пунктами плана. И то, и другое хорошо, если оно учитывает ваши привычки и особенности памяти.

Вот основные моменты, которые полезно учитывать при репетиции выступления:

  • Стоя. Это поможет вам следить за позой, осанкой и языком тела.
  • В полный голос! Никаких «шепотом», «про себя» или «вполголоса». Громко, даже громче, чем вы привыкли говорить.
  • Медленнее. Когда мы волнуемся, мы сразу начинаем говорить быстрее, чем обычно. Дыхание сбивается, и требуется пауза, чтобы перевести дух, а если паузу мы сделать не можем, мы начинаем нервничать и говорить еще быстрее. Выход: уже в репетиции говорить медленнее, и если начинаете «частить», делайте паузу, произнося про себя «раз».
  • Если есть места, где вы постоянно сбиваетесь, путаетесь или забываете главную мысль, вернитесь на этап подготовки плана и переделайте это место.
  • С умышленным избытком. Многие ораторы заметили, что в публичных выступлениях всё выглядит чуть скучнее, чем на самом деле. Если вам кажется, что вы чрезмерно жестикулируете, в выступлении это будет казаться умеренно эмоциональной жестикуляцией. Если вам кажется, что вы говорите чрезмерно восторженным тоном, для аудитории это будет лишь приподнятый тон. Учитывайте это.
  • С таймером. Фиксируйте время, и если вы выходите за рамки отведенного для выступления времени, не пытайтесь говорить быстрее. Вернитесь на этап создания плана и откажитесь от некоторых подпунктов.
  • Постоянно возвращаясь к ключевой фразе. Не бойтесь повториться: ключевая мысль — на то и ключевая, что скрепляет всю речь и делает её действенной. Все лучшие выступления построены на этом принципе.

Шаг 5: изучите место, где вы будете выступать

Если у вас есть возможность, заранее посетите зал, где вам предстоит выступать, так вы узнаете, как и за какое время туда можно добраться. Если такой возможности нет, свяжитесь с организаторами, чтобы уточнить повестку дня и технические детали:

  • где и как расположен экран проектора;
  • есть ли возможность подключить к проектору собственный ноутбук;
  • есть ли в зале доступ в интернет и как он организован;
  • какие кабели и разъемы есть у оборудования в зале, и нужно ли вам позаботиться о переходниках для своего ноутбука;
  • есть ли в зале трибуна или вы сможете свободно передвигаться по сцене;
  • какой микрофон у вас будет и будет ли вообще;
  • есть ли беспроводной пульт для переключения слайдов или будет человек, который поможет вам в этом;
  • сможет ли кто-то в самом начале мероприятия раздать слушателям распечатанные материалы.

Шаг 6: уделите внимание внешнему виду

Уточните у организаторов, есть ли у мероприятия определенный дресс-код, и придерживайтесь его. Вам необязательно выглядеть подчеркнуто официально, если этого не требует мероприятие.

Как правило, спикерам советуют выглядеть:

  • профессионально,
  • уместно,
  • уважительно.
  • Вот еще два полезных совета, которые помогут вам выглядеть уместно.

Первый совет мы уже упоминали. Одевайтесь примерно так, как будет одета ваша аудитория, но немного лучше (в смысле бОльшего внимания к своему внешнему виду). Так вы создадите первоначальную платформу для доверия («он такой же, как мы!»).

Второй совет — подбирайте комфортную для себя одежду. Если в выбранной одежде вы будете чувствовать себя как не в своей тарелке, это отразится на вашей манере держать себя, а значит и на послании, которое вы невербально передаете аудитории. Если вы не привыкли к рубашкам, но мероприятие требует официального дресс-кода, выбирайте поло с кардиганом. Если вам привычно выступать в пиджаке, а событие носит более неформальный характер, наденьте пиджак более демократичного кроя и дополните его джинсами. Спикер, скованный одеждой, к которой он не привык, не сможет в полной мере отразить свою личную харизму, потому что его язык тела в этом случае не будет органичным. Согласитесь, очень важно чувствовать себя на сцене уверенно.

Поэтому дополним исходный список. Вы должны быть одеты:

  • профессионально,
  • уместно,
  • уважительно,
  • комфортно.

Шаг 7: за день перед выступлением

В этот день стоит еще один раз пробежаться по плану выступления и, возможно, провести еще одну репетицию. Собирайте свою сумку вечером накануне выступления. Не делайте этого утром в день выступления, чтобы избежать спешки. Сверьтесь с пунктами чек-листа: всё ли вы учли, нет ли упущенных моментов? Если есть, сейчас самое время всё исправить. Вот ещё одна причина, по которой не стоит откладывать сборы на утро.

Шаг 8: за 3 минуты до выступления

Как правило, спикерам советуют проделать несколько шагов, когда они уже готовятся к выходу на сцену. Но вот что: вам и так приходится держать в голове кучу вещей из предстоящего выступления, так зачем вам помнить ещё и то, что нужно сделать прямо перед ним?! Лишний мандраж ни к чему, поэтому вот наш единственный совет на этот счёт:

  • Главное перед выступлением — сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и расслабиться. Вы сделали всё, что от вас требуется, и хорошо подготовились. А значит, все получится.

Не делайте так! Стоп-лист оратора

  1. Не тратьте драгоценные первые минуты выступления на извинения: у меня не было времени подготовиться, я не совсем разбираюсь в теме и т. д.
  2. Не проверяйте аппаратуру во время выступления: это нужно было сделать заранее.
  3. Не читайте слайды.
  4. Не говорите в ответ на вопрос слушателя «Давайте я закончу, а потом вернемся к вашему вопросу». Отвечайте на вопросы по мере их поступления, а потом возвращайтесь к теме. Речь — это не ваш монолог, а живой диалог с аудиторией. Возможно, вы отклонитесь от задуманного сценария, но аудитория не знает, что за сценарий у вас был. Если слушатели будут активно вовлечены в вашу речь, все от этого только выиграют.
  5. Не стойте статично, держа руки перед собой. Динамика должна быть и в выступлении, и в голосе, и в позе. Помните про язык тела.
  6. Не отвлекайте слушателей раздачей распечатанных материалов непосредственно перед своей речью: сделайте это заранее, до начала мероприятия.