Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 3

Зимние загадки природы

Воспитатель ГПД: Соломайкина Ольга Владимировна

МБОУ «СОШ №12»

Класс: 2

Зимние загадки природы  

Цель мероприятия: – развивать речевые умения, память, внимание, мышление, творческие способности;
– продолжить формирование умения анализировать произведения;
– воспитывать бережное отношение к природе, к животным,
  сплочение  коллектива, воспитание доброго и  внимательного отношения  друг к другу, развитие творческих  способностей учащихся.

Задачи:

— обобщение и уточнение знаний учащихся о признаках зимы,

зимних  забавах детей;

— формирование представлений о приметах и традициях

зимы на основе художественных и музыкальных произведений,

фольклора, дидактических игр.

— обогащение словаря, развитие устной речи;

        Ход мероприятия.

Здравствуйте, ребята!  Вы сегодня такие красивые, я очень рада видеть вас, давайте поздороваемся с гостями.

показать лист бумаги (что это?) ответы детей…. Вывести ответ — зима

 какая зима ребята…… (снежная, пушистая, серебристая, искристая, холодная, морозная, вьюжная, праздничная, сказочная и т.д.).

Ребята назовите пожалуйста слова, которые связаны со словом «зима» (мозговой штурм)

И сегодня мы с вами поговорим о «Зимних загадках природы» , которые приготовила для нас природа матушка и попытаемся их разгадать.

О зиме сложено много стихов и песен…..

1.И для начала послушайте  внимательно стихотворение  Н. Кнушевицкой «Зима».

«Зима»

В мягких беленьких сапожках

Подошла зима к окошку,

Постучала: «Вот и я!

Вы скучали без меня?

Я пока сюда спешила,

Землю пухом всю укрыла,

Уложила спать зверюшек:

И медведя, и лягушек.

Сшила белые пальтишки

Целой армии зайчишек.

Шубку рыжую лисе —

Вот она во всей красе.

Застеклила пруд и речку,

Затопила всюду печки.

Вот как много было дел,

Ваш черёд теперь поспел.

Завтра утром спозаранку

Доставайте лыжи, санки

И блестящие коньки,

Чтоб бежать вперегонки,

И морковку тоже надо

Подыскать для снежной бабы.

Приготовьте щёчки ваши —

Завтра их я  вам раскрашу.

Припасите визг и смех —

Буду ждать на горке всех

И вот первые загадки , которые приготовила  нам природа.

Вопрос:

  1. Какие дела перечисляет зима в стихотворении поэтесса?

— укрыла землю пушистым снегом. А для чего это нужно природе? Чтобы земля не  промёрзла, не погибли от мороза растения и животные.

  1. Какие животные легли в зимнюю спячку? (медведи, лягушки)
  2. какие животные в стихотворении поменяли свои шубки? (зайчишки и лиса)
  3. для чего животным нужно менять шубку? (зимняя шубка пушистее и теплее. Белая шубка зайца менее заметна на белом снегу)
  4. О каких зимних занятиях для детей говорится в стихотворении?

(катание на лыжах, коньках, санках).

2.Викторина «МОЙ  ВОПРОС —  ВАШ  ОТВЕТ».

(Вопросы задаются по очереди каждой команде)

        1.- Какой месяц заканчивает год, а начинает зиму?  (Декабрь)

2.- Какой последний месяц зимы?    (Февраль)

3.-  Что дерево делает зимой? (Спит, отдыхает)

4.- Какое дерево украшают один раз в году?  (Ель)

5.- Кто в лесу дружит с елью? (Дятел, белка, клест, мышь)

6.-Кто зимой меняет шубку?  (Белка, заяц)

7.- Чем медведь на ежика похож? (Оба спят зимой).

8.- Делает ли запасы волк? (Нет)

9- Как назвать птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные)

10- Как назвать птиц, которые остались с нами зимовать?

(Зимующие)

  1. Задание «ПУТАНИЦА» (чьи следы отпечатались на снегу)????? Слайдовая презентация-следы.

-Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей). А вот кого еще можно встретить зимой на лесной полянке мы узнаем, отгадав следы.                                                                                                                                                             В лесу теперь очень тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес. Но это только кажется. Можно увидеть много,  разных следов.

– Это следы зверей, птиц. Лес зимой живет интересной жизнью. Следы –это своеобразная загадка, разгадать её не всякий сможет.  Сейчас мы будем исследователями, а исследовать будем следы зверей.   (слайд)

Ребята, кто был лишний в презентации… (синица,голубь…)

4.ФИЗМИНУТКА  (маша и медведь «по следам»)слайдовая .

— Кто из зверей не мог оставить свой след на снегу и почему? (медведь)

5.И следующие загадки, которые приготовила нам зимушка зима (слайдовая презентация)

6.А теперь ребята составьте свои загадки, и загадайте их своим одноклассникам.

У вас на столе лежит схема, и по ней  вы  должны составьте загадку командой.

  1. « Хорошо-плохо»

У каждого есть свое любимое время года, Кто любит зиму, за что любите зиму.

Мне  ребята, честно говоря не нравится зима. Как вы думаете,  чем мне не нравится зима?

Ответы детей….  

У каждого времени года есть что  то хорошее, что то плохое . Но несмотря ни на что, зима-прекрасное время года!!! Вы согласны со мной.

Ребята, у каждого времени года есть свои приметы,  и у зимы тоже есть приметы. А какие приметы вы знаете.

Зима вам тоже приготовила загадки о приметах, попробуйте их собрать

На парте у вас лежат перепутанные приметы, попробуйте собрать их правильно.

Выходит группа детей, собиравших приметы о зиме.

  • Дым столбом – к морозу.
  • Зимой туман – будет оттепель.
  • Птица хохлится – к непогоде.
  • Кошка стены скребёт – будет вьюга.
  • Воробьи дружно чирикают – к теплу.
  • Собаки валяются – к метели.
  • Ярко блестят звёзды зимой – к морозу.

Зима морозная – лето дождливое.

Зимою вьюга- летом ненастье.

Много снега- много хлеба.

Январю морозы – февралю метели.

Гром зимой – к сильным ветрам.

Ребята все деревья спят, а елочка всегда зеленая и давайте ее украсим снежинками и игрушками.

И вот вам загадки  «Ёлочные кричалки» и нарядим нашу ёлочку.

Я  говорю четверостишья, а дети хором выкрикивают слова каждой заключительной строчки.

Хороша в своём наряде, детвора всегда ей рада, на ветвях её иголки, в хоровод зовёт всех… (Ёлка)

Есть на ёлке новогодней в колпаке смешливый клоун, серебристые рожки и с картинками… (Флажки)

Бусы, звёздочки цветные, чудо-маски расписные, белки, петушки и хрюшки, Очень звонкие… (Хлопушки)

С ёлки подмигнёт мартышка, улыбнётся бурый мишка; заинька висит из ватки, леденцы и… (Шоколадки)

Нету красочней наряда: разноцветная гирлянда, позолота мишуры и блестящие… (Шары)

Яркий из фольги фонарик, колокольчик и кораблик, паровозик и машинка, белоснежные… (Снежинки)

Ёлка все сюрпризы знает и веселья всем желает; для счастливой детворы загораются огни.

А теперь ребята я предлагаю показать нашим гостям творческий номер.

Сейчас я вам раздам роли. Я буду читать зимнюю сказку, а походу моего чтения вы должны показать своего героя с помощью жестов и движений.

СНЕГОВИК.     Театр – экспромт.

Роли:

Зайчик

Дерево 2

Снеговик

Эхо

Птичка

Ворона

Нос

Вода

Поляна

Солнце

Морковь

Снег

Ветер

…Пошел Снег. И в дремучем лесу среди могучих Деревьев поселился Снеговик.

Он дружил с Вороной, играл с Ветерком и Эхом. Но Снеговик никогда не видел Солнца. Ворона ему рассказывала, какое Солнце доброе и ласковое.  Снеговик очень хотел поздороваться с Солнышком. И вот Снеговик решил идти к открытой Поляне, чтобы увидеть Солнце. Снеговик пробирался к Поляне между деревьями. Деревья мешали ему своими ветками, а Снег скрипел под ногами. Снеговик вышел на Поляну и увидел Солнце.

Солнце протянуло к нему свои лучики, Снеговик зажмурился от удовольствия. А Солнышко всё больше обнимало Снеговика своими лучами и ласково его грело. Птички пели в лесу. Эхо разносило по ветру их красивое пение, а Ветерок носился между деревьями и щекотал всех. Снеговик был так счастлив. Вдруг Ворона громко каркнула и Эхо разнесло карканье по всему лесу.

Тут Снеговик почувствовал, что с его Носа капает Вода и Нос медленно тает. Снеговик расстроился и заплакал.

Тут на полянку выскочил Зайчик. Он тоже пришел погреться под лучами Солнышка. Зайчик увидел Снеговика без Носа и решил ему помочь.

Он вместо Носа подарил ему Морковку. И Снеговик стал таким красивым. Засиял и заплясал от счастья. Так они танцевали с Зайчиком.

 Снег скрипел, Ветерок всех щекотал, Деревья весело покачивали в такт своими ветками. Птички пели. Ворона каркала. Эхо разносила все звуки по лесу.

А Солнышко всех обнимало своими ласковыми лучами. И все были счастливы…

Ребята, зима нам говорит, что она такая прекрасная, но  посмотрите, на улице всё в снегу, солнце совсем не греет, по ночам трещит мороз.

Вот и подошли к концу наше занятие зимние загадки природы.  Теперь я уверена, что вы много знаете о зиме.  Мы разгадали все загадки.

Рефлексия:

-А я предлагаю вам оценить свою работу.

-И помогут нам в этом снеговики: если вы считаете, что работали отлично, то возьмите самого большого снеговика; если хорошо – среднего, а если не достаточно хорошо-маленького. ( снеговики лежат у вас на партах).

Хоровод снеговиков на доске

-Молодцы! Какой красивый хоровод получился

-Дети, давайте подарим нашим гостям подарки. Но это будут необычные подарки. Мы  подарим им солнечные лучики, чтоб быстрее пришла весна.

— Повернитесь,  пожалуйста, к нашим гостям лицом!

— Выполняем вместе со мной.

К солнышку потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

Гостям подарили

И улыбнулись!