Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 2

Профессиональный стандарт педагога

15-11-2015

«Приоритетные направления государственной политики в сфере образования. Профессиональный стандарт педагога-перспективы внедрения»

Выступление на августовских педагогических чтениях заместителя директора по УВР МБОУ НШДС№1  Румянцевой Е.Н.

1 слайд До недавнего времени суть реформирования образования преимущественно касалась преобразований в финансово-экономической сфере и изменений правового статуса учреждений образования. (Переход на подушевое финансирование, введение стимулирующих фондов оплаты труда учителя, придание школам статуса автономных, бюджетных или казенных организаций и т.п.)
2 слайд

Между тем еще К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Теперь это факт, что при обсуждении путей развития отечественной школы, наконец дошла очередь до ключевой фигуры реформирования образования.

Учитель – это не просто профессия, это своеобразный образ жизни, мыслей и деятельности. Сегодня на страницах периодической печати, на форумах, в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях активно обсуждается утвержденный

 3 слайд Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (Воспитатель, Учитель) «

Стандартизация — процесс постоянный в любом ремесле. Сегодня мы переживаем период активной новой стандартизации в системе общего образования. Вопрос к разработчикам стандарта

«Ваш вариант стандарта официально называется «Профессиональный стандарт педагога»,  а  не «учителя»? Почему именно такая терминология? В чем разница?

«Не важно, кто ты по специализации – математик, физик, историк – это все равно – обучение, воспитание и развитие. Это структура общей профессиональной деятельности. Мы (разработчики стандарта) взяли понятие  «педагог», так как оно шире понятия «учитель», ведь, например, педагог дошкольного образования – это тоже педагог, по закону дошкольный уровень сегодня отнесен к образованию, и это правильно, потому что помимо ухода и присмотра предусматривается и развитие»

Что такое профстандарт?

4 слайд Профстандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 7.05. 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому к 2015 году следует  разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. В настоящее время Минтруда РФ утверждено 14 профстандартов, в т.ч. по таким профессиям, как педагог, специалист по медико-социальной экспертизе, сварщик, специалист по работе с семьей и др. А всего в 2013 году их должно быть  более 300.

В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта,  согласно которой:

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

5 слайд Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий

перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ.

Все мы озадачены стандартизацией образования: введением ФГОС начальной школы, а вслед за этим средней и старшей ступени. На основании изменений в ТК РФ возникла необходимость разработки и профессионального стандарта педагога. В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации

Стремительно меняющаяся жизнь ставит перед всеми, в том числе перед школой, новые задачи, решать которые не приходилось раньше.

Факт выхода этого документа, безусловно, представляется положительным.

6 слайд Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Профессиональный стандарт педагога призван, однозначно, давать представление о мастерстве педагога. Если учитель соответствует заявленным критериям, следовательно, его можно «допускать» к детям и вести уроки. Однако не все личностные качества талантливого учителя можно уложить в «прокрустово ложе» требований

7 слайд Характеристика стандарта. Профессиональный стандарт педагога  — рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

  • Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).
  • Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
  • Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
  • Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
  • Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

8 слайд Цель применения

2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

9 слайд     Е.А. Ямбург: «Зачем вообще нужен стандарт педагога… Я глубоко уверен, что без него сегодня нельзя, есть определенные угрозы и вызовы XXI века, которые мы не можем игнорировать. Одна из таких угроз – генетическая  усталость поколения.  Современные врачи сегодня умеют выхаживать пятимесячных деток, создавая искусственные условия для их восстановления. Это прорыв в медицине,  и,  конечно, мы так и будем делать в дальнейшем, но при этом у таких деток нарушения в развитии и физические и психические. Потом эти дети будут рождать следующее поколение  с такими же отклонениями и т.д.  Сегодня для воспитания и обучения таких  детей нужны определенные методики и определенные специалисты, не только предметники, но и психологи,  дефектологи, социологи, тьюторы и т.д.  Хотя, на мой взгляд, нам осталось от силы полтора поколения,  тогда уже и психологи в школах будут не нужны, только дефектологи. С точки зрения контингента детей и тех нарушений, которые сегодня выявляются, чем раньше вы поймаете дефект и начнете его корректировать, тем выше вероятность того, что ребенок пойдет в школу в нормальном состоянии, так как по-настоящему  компенсация возможна у ребенка  от 3-х до 9-ти лет. А раз нужна ранняя диагностика и ранняя коррекция, то должны быть соответствующе обучены педагоги и воспитатели. И в нашем стандарте заложено послание именно к такому поколению специалистов, которые понимают это и стараются изменить систему, учитывая эту проблему»

     10 слайд    Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов — учителей, воспитателей, в том числе учителей математики (модуль «Предметное обучение. Математика») и учителей русского языка (модуль «Предметное обучение. Русский язык»), и состоит из 4 разделов:

I.. Общие сведения.

  1. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

  1. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога  отражает:

обучение;

воспитательную работу;

развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);

профессиональные  компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы  учителя в основной и средней школе;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

11 слайд Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции,  уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.

Настоящий профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями,  осуществляющими образовательную деятельность, по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего  общего образования.

В перспективе предполагается расширить сферу применения профстандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования, педагог системы профессионального образования, педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), тьютор  и т.п.

 12 слайд Область применения.

  Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования.

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность “педагог”;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

13 слайд Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт должен:

  • Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
  • Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
  • Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
  • Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
  • Соответствовать международным нормам и регламентам.
  • Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

14 слайд Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

  • Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
  • Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
  • Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Евгений Александрович Ямбург: «Самый большой риск – методики оценки труда педагога и все, что связано с аттестацией. Министерство скажет, что для получения категории нужно только заявление учителя. И это будет абсолютной правдой, такова позиция министерства. А как на самом деле? Сама процедура аттестации отдана на откуп регионам по закону «Об образовании». Например, в Свердловской области – один начальник управления и один специалист по аттестации. Они в состоянии вдвоем перелопатить тысячу заявлений учителей? Нет, конечно. Они отправляют учителей на муниципальный уровень, и там тоже один-два специалиста, поэтому они отправляют учителей обратно в школы и говорят, что все документы должен собирать завуч, а завуч, замученный своими бумажками, отчетностями и прочими хлопотами, говорит учителю: «Тебе надо, ты сам и делай». В разных регионах – по-разному: где-то собирают портфолио по 300 страниц, где-то это уже модернизировано и учитель должен ответить виртуально на 520 вопросов…

У нас в стандарте есть понятия «внутренний аудит» и «внешний аудит». Отчасти новый ФЗ «Об образовании в РФ», при всей его противоречивости, снял эту проблему, предложив школе самой  определять соответствие учителя, и никакая аттестация при этом не нужна,  высшая категория  – тут уже нужна аттестация»

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность. прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Е.А. Ямбург «В самом начале документа написано: «нельзя требовать с учителя то, чему его никто не учил». Поэтому прежде чем вводить такой стандарт, надо менять стандарт высшего педагогического образования,  а сегодня стандарты третьего поколения   высшего педобразования удручающие. Сегодня у нас в выпускниках вуза педагог, который имеет специальность «русский язык без права преподавания литературы», – это как? Или «математик, без права преподавания информатики»…а это как? Еще мы сильно переоцениваем Болонскую систему. Например, приходит к нам молодой педагог, филолог, бакалавр – она сама еще делает ошибки. Я ей говорю: «давайте вы будете учиться, у нас методист хороший есть». Она отвечает: «мне это не интересно, я в магистратуре на психолога учусь»… ну какой из нее психолог?»

«Еще одна важная составляющая стандарта – учитель ни в коем случае не должен работать с детьми один, нужна команда, состоящая из психолога, дефектолога, социального педагога. Сегодня в школах увеличение зарплаты педагогам происходит преимущественно за счет того, что из школ  убрали «лишних» людей – психологов, дефектологов и т.д., и это – катастрофа, так как учитель не может быть корифеем всех наук.  Это же все равно, что повысить зарплаты  пилотам, за счет ликвидации наземной службы диспетчеров! Поэтому в нашем стандарте заложена командная работа, вы там нигде не найдете положений о том, что учитель что-то один делает. Стандарт для меня, в первую очередь, – это  инструмент  изменить подготовку учителя и прекратить хулиганить, выводя из школы тех специалистов, которые ей необходимы»

Параллельно с разработкой и внедрением стандартов профессиональной деятельности педагога необходимо вести постоянную разъяснительную работу. Максимальная гласность и открытость при обсуждении содержательной стороны профессиональных стандартов гораздо более эффективный инструмент их внедрения.

  • Слайд 1 сентября 2015 «Учительская газета» задала министру вопрос о сроках введения профессионального стандарта педагога.

Разделяет ли министр позицию Евгения Ямбурга, академика РАО, доктора педагогических наук, который на заседании коллегии обратился к вице-премьеру Ольге Голодец с просьбой не торопиться с введением профессионального стандарта? Ольга Голодец, в свою очередь, выступая на коллегии, сказала, что профстандарт может быть введен уже в следующем году.

  • Таким образом, спешить с введением профстандарта в федеральном образовательном ведомстве не планируют.

16 слайд Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это делать!

Джон Кеннет Гелбрейт(американский экономист)

Некоторые комментарии к профстандарту.

  1. Не ясно для кого он разработан, т.к. одновременно употребляются понятия и педагог, и учитель. Какой смысл разработчики вкладывают в эти понятия – это одно и тоже? Или: общие положения проекта касаются педагога, а профессиональные компетенции (например ИКТ-компетенции учителя), психолого-педагогические требования к квалификации или профессиональный стандарт ложатся на учителя?
    2. Высшая школа перешла на Болонскую систему образования и из диплома убрана специальность «учитель», вузы и академии готовят бакалавров и магистров. Кто будет готовить педагогов (учителей???)?
    3. В проекте прописаны критерии, по которым будет определяться профессионализм учителя, а инструментария оценивания нет.
    4. Что необходимо понимать под внешним аудитом – это будут приглашенные профессионалы со стороны, как независимые эксперты, или это будут временно созданные сообщества (объединения), представляющие интересы потребителей. А могут оценить профессионализм врача, инженера такие сообщества?
    5. Тот уровень, который будет определен стандартом по психолого-педагогическим требованиям поставит многих педагогов в затруднительное положение (п.18), владея всем багажом технологий мы вступим в противоречие с п.14 — владение элементарными приемами по психологии, помощь психолога. Снова вопрос – каким должен быть.

ТЕСТ «Профессиональный стандарт педагога»

Категории: ПЕДАГОГАМ НОО