Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 3

ЭОР в работе логопеда

(слайд 1)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих и обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы.

Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям в своей логопедической работе использую компьютерные программы, так как они являются одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

(слайд 2)

Актуальность внедрения ИКТ:

  1. Внедрение ИКТ в образование ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
  2. Современные ИКТ позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем.
  3. Активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современному обществу и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

(слайд 3)

Цель:  оптимизация коррекционного процесса  младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий  для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.

(слайд 4)

      Задачи:

  1. Изучение сферы и формы использования ИКТ в обучении младших школьников.
  2. Внедрение инновационных методов (использование информационно-коммуникационных технологий) во всех формах деятельности учителя-логопеда.

(слайд 5)

Коррекционная работа с использованием компьютера проводится фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья детей: работа с компьютером на занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); включение в работу зрительной гимнастики и игр, направленных на профилактику нарушений зрения.

(слайд 6)

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения лексической темы: при объяснении (введении) нового материала; при закреплении, повторении, обобщении материала.

(слайд 7,8)

При подготовке и проведении коррекционной работы я использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации, развивающие игры, интернет-ресурсы.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала считаю мультимедийную презентацию.

(слайд 9,10)

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

(слайд 11-17)

Мультимедийная презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации, усиливает воздействие выступления.

Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я использую презентации, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

(слайд 18)

Пособие «Учимся правильно говорить» предназначено для коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нарушения речи. Данное пособие является образовательным ресурсом для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха, темпо-ритма, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Цифровые образовательные ресурсы содержат тестовые интерактивные игры, тренажеры, статический и динамический видеоряды, звуковые материалы (звуки неречевые и речевые, звукоподражания).

Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора – всё это есть в мультимедийном продукте «Учимся говорить правильно», созданным опытными логопедами.

(слайд 19)

Наглядно-дидактическое пособие включает в себя следующие разделы:

  1. Неречевые звуки
  2. Звукоподражание
  3. Речевые звуки
  4. Развитие связной речи

Раздел «Неречевые звуки» представлен видеорядом, состоящим из серии тематических и сюжетных иллюстраций, и экспериментальных заданий, которые можно использовать при изучении лексических тем. Учитель-логопед, используя представленные иллюстрации, может проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса детей и грамматического строя речи.

Экспериментальные задания представлены в двух уровнях сложности: «Изучение» и «Задание», что позволяет учителю-логопеду осуществлять дифференцированный подход в процессе коррекционно-развивающей работы. Так, например, при работе с задание «Музыканты» в режиме «Изучение» дети получают инструкцию: «Найди все музыкальные инструменты на экране. Назови их. Выбери инструмент и послушай, как он звучит». Таким образом, дети соотносят звучание с изображением предмета.

Переходя в режим «Задание», дети получают инструкцию: «Послушай внимательно и запомни, какие инструменты звучали. Потом выдели инструменты в последовательности их звучания». Если задание выполнено неверно, звучит голос диктора «Попробуй еще раз». При правильном выполнении задания – поощрение. В данном задании предусматривается несколько уровней сложности: 1-й, 2-й уровень: звучит один музыкальный инструмент, 3-й уровень: два музыкальных инструмента и т.д. Аналогичным образом представлены задания по другим лексическим темам.

(слайд 20-21)

Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов. К первому типу относятся задания «Услышь звук».

Ко второму типу заданий относятся задания «Определи место звука У в слове», «Помести картинки в ящики. Звуки А, У», «Помести картинки в корзины. Звуки А, У, О», «Игра «Кто это? Что это?», «Сосчитай звуки», «Помести картинки в корзины. Звуки С, Сь», «Определи место звука Ш в слове. Распредели по домикам». Звуки С, Ш», «Определи место звука Л в слове, распредели по домикам», «Помести картинки в корзины. Звуки Л, Ль», «Помести в ящики. Звуки Р, Л», «Помести в домики. Звуки С, З», «Помести в ящики. Звуки Ш, Ж», «Посчитай слоги. Помести слова в корзины», «Посчитай слоги. Помести слова в домики», «Помести в ящики. Звуки Ц, С, Т», «Помести в корзины. Звуки Щ, Сь».

В первом типе заданий предусмотрены три уровня сложности, которые позволяют развивать фонематическое восприятие на уровне звукоряда, слогоряда и ряда слов. Например, в игре-задании «Услышь звук У» перед началом задания предлагается выбрать уровень сложности. После нажатия на кнопку «Начать» звучит инструкция. По щелчку мыши по самолету из него вылетает шарик, которому соответствует озвученный текст (первый уровень – звук, второй уровень – слог, третий уровень – слово). Если в слышимом есть звук У, то необходимо щелкнуть мышью по шарику. Если задание выполнено верно – поощрение. В случае неверного ответа звучит голос диктора «Попробуй еще раз». Аналогично проводится работа со всеми заданиями первого типа.

Во втором типе заданий дети получают инструкции на дифференциацию звуков, звуков по их количеству, слов в зависимости от места расположения заданного звука, слов, в зависимости от количества слогов и слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Например, в игре-задании «Помести картинки в ящики. Звуки А, У» после нажатия на кнопку «Начать» звучит инструкция диктора, побуждающая ребенка назвать картинки, выделить в названиях звуки «А» или «У» и помесить картинки в соответствующие ящики. При верном выполнении задания звучит поощрение, затем дается следующий набор картинок. В случае неверного выполнения задания звучит: «Попробуй еще раз». Учитель-логопед может оказать ребенку определенный вид помощи в зависимости от затруднений ребенка (сконцентрировать внимание, обратить внимание на артикуляцию звука и т.д.).

(слайд 22)

Четвертый раздел «Развитие связной речи» представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов. К первому типу заданий относятся игры «Слово-действие», «Подбери действия», «Слово-признак», «Подбери признаки» и «Составляем рассказ-описание». Ко второму типу заданий относится игра-задание «Перескажи рассказ».

В первом типе заданий представлено по несколько вариантов заданий. Так например, в игре-задании «Слово-действие» перед каждым из вариантов заданий звучит инструкция: «Оживи картинку. Подбери к предмету действие. Составь предложение из двух слов». В случае правильного выполнения задания, с помощью мыши можно перейти к следующему. Задача детей состоит в переносе карточки с картинкой к ячейке со словом, т.е. в соотнесении действия с предметом. В случае неверного выполнения задания – голос диктора «Попробуй еще раз».

(слайд 23)

Игра-задание «Перескажи рассказ» (второй тип) ориентирована на работу с серией картинок и обучению пересказу небольшого рассказа с опорой на картинки. В игре представлены четыре набора картинок и четыре рассказа. Логопед может выбирать рассказы в зависимости от уровня речевого развития детей и изучаемой лексической темы. На экране представлен ряд картинок. Детям дается инструкция «Рассмотри картинки. Послушай рассказ. Расставь картинки в последовательности рассказа. Перескажи рассказ с опорой на картинки».

(слайд 24)

Сейчас ни для кого не является секретом тот факт, что время на обучение ребенка правильному каллиграфическому письму в первом классе сведено к минимуму. Успеть бы показать, как буква пишется и читается.

(слайд 25)

И от этой спешки неокрепшие пальчики ребенка начинают через некоторое время выводить такие каракули, что о написанном можно только догадываться.
Закрепить навык письма, выработать автоматическое правильное и что самое главное понятное написание письменных букв помогают дополнительные занятия с прописями.

(слайд 26)

Для работы над каллиграфическим письмом создан онлайн-сервис по генерированию прописей, которые вы можете составить самостоятельно с учетом всех проблем и потребностей вашего ребенка. Генератор прописей преобразует введенный вами текст в рукописные прописи, применяя специально созданный каллиграфический шрифт с пунктирной и сплошной линией.

(слайд 27)

— Видео-упражнения покажут правильное положение и укрепят мышцы языка.
— Веселые игры помогут различать на слух звук свистящие, шипящие, сонорные звуки, например, Р и не путать его с Л.
— Показаны все этапы работы со звуками.

(слайд 28)

(постановка, закрепление изолированного звука, автоматизация в слогах, словах, скороговорках и в свободной речи).

(слайд 29)

— Озвучено детским голосом (информация от сверстников легче усваивается).
— 100 слов-картинок для закрепления звука.

Сложные вещи объясняются простым понятным языком.

(слайд 30)

Приложение «Скороговорки для развития речи» будет полезным для взрослых или для детей для улучшения русского языка. После тренировки вы сможете поднять свою орфографию, речь становится внятной, и вы чувствуете себя увереннее!!

(слайд 31)

Приложение «Автоматизация звука» — это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий и может вернуться дефектное его произношение, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. Поэтому необходимо автоматизировать поставленный звук. При автоматизации звука в речи — закрепляется новый правильный звук.
(слайд 32)

На страницах развивающей книжки с пальчиковыми играми «Весёлый зоопарк»  ребенок  познакомится с весёлыми зверятами, а пальчиковая гимнастика послужит отличным стимулятором речи и мелкой моторики! Движения пальчиков описаны в подсказке-иллюстрации.

 

Таким образом, в образовательном процессе я использую следующее мультимедийное оборудование: компьютер (моноблок), планшетный компьютер, проектор.

ИКТ позволяют значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения. Использование современных компьютерных технологий в непосредственно-образовательной деятельности оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса.

http://smallgames.ws/10980-razvitie-rechi-uchimsya-govorit-pravilno.html — логопедическая программа «Учимся говорить правильно»