Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 3

Занятие 2

Планируемые результаты освоения ООП НОО по предмету «Русский язык»

Учитель – «вечный ученик своей профессии»

с неутомимой потребностью

к саморазвитию и самосовершенствованию»

Д. Дьюи

Слайд 1

Уважаемые коллеги! Приветствуем всех участников системного методического взаимодействия с педагогами начального общего образования «Результаты освоения ООП НОО по учебным предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» и начинаем наше второе заседание с  работы над ключевыми словами.

Перед вами на слайде тема заседания, мы предлагаем выделить те ключевицы, которые мы будем осмысливать в ходе нашего методического взаимодействия.

Слайд 2

Для того чтобы мы могли мыслить в одном ключе, попробуйте обозначить, какие важные понятия будем осмысливать, т.е. составить своеобразный план заседания.

Итак, что вы понимаете по таким общим словом «что…», т.е. что  нам предстоит осмыслить и чему научиться. (Когда мы говорим «ЧТО» — это результаты).

На вопрос «где…»

На вопрос «что делать…»

Слайд3

Теперь обобщим наши наблюдения и выводы по ключевым словам.

Слайд 4

Актуализация знаний

Для работы нам необходимо актуализировать наши знания.

Давайте вспомним, что такое планируемые результаты?

Слайд 5

Изучая литературу по теме, можно встретить разные толкования нашего ключевого понятия. Вот одна из интересных, на наш взгляд,  формулировок планируемых результатов.

Планируемые результаты — это письменная формулировка того, ЧТО успешный обучающийся, КАК ожидается, будет в состоянии ДЕЛАТЬ по завершении Программы.

  1. Фокусируется на достижениях обучающихся, а не на содержании того, что преподавалось.
  2. Фокусируется на том, что может продемонстрировать обучающийся в конце образовательной деятельности.

Слайд 6

Если обратимся к документам ФГОС, то там найдем следующее определение:

Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно- ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех эле­ментов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты отражают общую идеологию проекта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному до­говору, ориентацию на системно-деятельностный подход и др.

Слайд 7

Напоминаем, что планируемые результаты включают в себя 3 группы результатов:

  • Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность основ российской, гражданской идентичности.
  • Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
  • Предметные результаты – освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Слайд 8

Давайте вспомним место планируемых результатов в общей системе федерального стандарта и сопровождающих его документов. (Работа со схемой на слайде)

Слайд 9

Основными адресатами и пользователями пла­нируемых результатов являются:

  • лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (фе­деральном, региональном, муниципальном);
  • учащиеся и их родители;
  • профессиональное педагогическое сообщество.

В профессиональном педагогическом сообществе можно условно выделить следующие две большие группы:

  • работники образования, непосредственно организующие и осуществляющие образова­тельную деятельность, это, прежде всего, учителя и школьные психологи;
  • работники образования, осуществляющие общее планирование и ресурсное обеспечение образовательного процесса, надзор (контроль) за ходом и результатами образовательной дея­тельности. К ним в первую очередь можно отнести:
  • руководителей образовательных учреждений;
  • авторов программ и учебников;
  • разработчиков различных измерительных материалов;
  • сотрудников различных служб контроля и оценки качества образования.

Все эти пользователи имеют общие интересы и потребности, но в то же время у каждого из них имеются и свои приоритеты.

Слайд 10

Дело в том, что планируемые результаты разным пользователям нужны для разных целей:

  • учителю как ориен­тиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников, ориентиры в способах и особенностях организации образовательного процесса, направленного на достижение Требований стандарта к результатам образования,
  • для авторов программ, разработчиков контрольных измерительных материалов (КИМ) планируемые результаты должны содержать также ориентиры в объеме изу­чаемого учебного материала и глубине его освоения учащимися.

С учетом потребностей различных пользователей планируемые результаты пред­ставлены в двух формах, условно названных обобщенной и технологической. Каждая из этих форм соответствует одному из уровней: нормативному или инструктивно-методическому.

Обобщенная форма соответствует нормативному уровню представления планируемых ре­зультатов. Она адресована преимущественно лицам, принимающим решения о развитии сис­темы образования, авторам программ и учебников, разработчикам КИМов, руководителям об­разовательных учреждений. Эта форма служит ориентиром в их основной деятельности (на­пример, при разработке основных образовательных программ образовательного учреждения, при создании примерных и авторских программ и учебно-методической литературы или при разработке материалов административного и итогового контроля, иных оценочных материа­лов). Планируемые результаты в обобщенной форме необходимы (но не доста­точны!) и учителям предметникам, и иным практическим работникам, например классным ру­ководителям, школьным психологам, а также родителям и учащимся.

Технологическая форма планируемых результатов соответствует инструктивно-методи­ческому уровню их представления. Она адресована преимущественно учителям, учащимся и их родителям. Эта форма содержит более детализированное описание планируемых результатов, их проекцию на разные этапы учебного процесса. С ее помощью, возможно, соотнести итоговые и промежуточные планируемые результаты, например, представив итоговые планируемые ре­зультаты в виде цепочки тематических планируемых результатов, отражающих не только ло­гику развертывания учебного материала курса, но и логику формирования учебных действий. Поэтому технологическая форма планируемых результатов строится с опорой на представления о целесообразных способах организации совместной учебной деятельности учащихся и учи­теля, целесообразных формах и способах текущей и итоговой оценки, самооценки, возможно­сти и целесообразности использования различных средств обучения и т. д.

Слайд 11

Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями:

1) служить критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);

2) являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.

В содержании планируемых результатов должны быть отражены ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального общего образования, сформулированных в Требованиях стандарта:

— формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

— воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителем до различных аттестационных и неперсонифицированных (анонимных) процедур, выполняемых внешними службами.

Слайд 12

Структура планируемых предметных результатов подробно прописана в каждой учебной программе по предмету и включает уровня описания:

1 уровень описания – общецелевой блок:

Цели — ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?» (о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности).

2 уровень

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку.

Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

3 уровень

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом. Такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися из-за повышенной сложности материала. Основная цель включения подобных заданий — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими уровнями достижений и выявить группу наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

 Слайд 13  (сферы ответственности)

Слайд 14

На  итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Ученик научится».

Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале.

Основные предметные области: математика, русский язык.

Междисциплинарные программы. Чтение: работа с информацией. Программа формирования УУД.

В структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:

  • актуального развития, т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);
  • зоны ближайшего развития, т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Наконец, планируемые результаты призваны сориентировать пользователя и в том, какими освоенными и/или перспективными учебными действиями, лежащими в зоне ближайшего развития, могут овладеть учащиеся в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся пропедевтическими для дальнейшего изучения данного предмета.

Слайд 15

Сегодня мы более подробно рассмотрим планируемые результаты освоения ООП НОО по предмету «Русский язык».

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением.

В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать  язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию. Русский язык станет для учеников основой  всего процесса обучения, средством развития их мышления,  воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

У выпускников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.

Выпускники начальной школы научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное. Выпускники начальной школы получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформиро­ван учебно-познавательный интерес к новому учебному мате­риалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Слайд 16

Групповая работа

А вот какие планируемые результаты по русскому языку должны быть сформированы у выпускника начальной школы, мы вспомним, составив таблицу «Планируемые результаты освоения предмета русский язык»»

Задание: составить таблицу «Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в соответствии с разделами и блоками.

Проверка с образца

Мы составили таблицу «Предметные результаты по русскому языку», это то, чему выпускник научится или может научиться по любой образовательной программе.

Слайд 17

Предлагаю вам примеры заданий базового уровня из раздела «Выпускник научится» — то, что необходимо усвоить каждому обучающемуся.

Слайд 18

Это пример задания повышенного уровня из раздела «Ученик получит возможность научиться». В данном задании идет работа с текстом и ученику приходится анализировать не отдельные слова, а целые группы слов.

Планируемые результаты мы рассмотрели только на конец 4 класса, а ведь нам необходимы планируемые результаты для каждого класса и для каждого раздела и темы. Поэтому мы в своих рабочих программах прописываем все планируемые результаты соответственно с 1 по 4 класс.

Слайд 19

На данном слайде представлен фрагмент рабочей программы из раздела КТП, в которой прописаны все планируемые результаты по теме «Слово» в 1 классе.

Слайд 20

Хочу обратить ваше внимание на то, что не только учитель должен знать планируемые результаты на каждый класс и раздел, но и ученики и их родители должны знать чему они должны научиться и чему они могут научиться при изучении данной темы. Для этого перед изучением раздела или темы учителем составляется таблица планируемых результатов, которая размещается в дневнике школьника. В данную таблицу можно выставлять отметки или баллы в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

На слайде приведён  пример такой таблицы.

Слайд 21

Конечно, необходимы планируемые результаты как цели ориентиры для каждого урока, которые прописываются в поурочном планировании или технологической карте урока.

А вот так выглядит фрагмент технологической карты отдельного урока, в котором также прописаны планируемые результаты.

Слайд 22

Работа в группах.

Сегодня мы продолжаем анализировать ВПР. Наша общая задача, увидеть общую проблему, т.е. выявить «болевые» точки в формировании планируемых результатов.

Проанализировать достижение планируемых результатов по плану:

  1. Результаты, которые ниже 50% в ОО.
  2. Результаты, которые ниже, чем в регионе и в России.
  3. Результаты, которые выше, чем в регионе и в России.

Работая в группах, ведете протокол анализа.

Слайд 23

Прием «Синквейн».

-Уважаемые коллеги, предлагаю вам провести форму письменной рефлексии и написать «синквейн» к слову  Результат

Алгоритм написания:

1 строка — одно слово (существительное), которое обозначает предмет или объект,  о котором пойдет речь в синквейне;

2 строка – 2 прилагательных, описывающих признаки объекта;

3 строка – 3 глагола, описывающих  характерные действия;

4 строка – фраза из 4 слов на эту тему;

5 строка – суть предмета или объекта (Синоним, одно существительное или фраза).

Следующее занятие 7 декабря

Д/з: Проанализировать таблицу «Достижение планируемых результатов по математике».

20161130_154930 20161130_154940 20161130_160614 20161130_160635 20161130_160732 20161130_160803 dscn0240 dscn0255 img_0205 img_0206 img_1608 img_1614 img_1616 img_20161130_160554