Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 3

Дядькина О.В.

Формирование толерантности у младших школьников в курсе

«Основы религиозных культур и светской этики».

Слайд 1  (отрывок из мультфильма «Золушка») +стихотворение

 

Жизнь по-разному можно прожить,

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить и вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям!

 

Многие школы в самых разных географических точках России, многие учителя стараются выстроить сегодня систему культурного образования.

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Я разделяю мнение ученых и психологов, что искусство общения – это дар, которым обладает не вся часть общества. Многих людей этому надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Слайд 2.

Толерантность (от латинского «толеран») – терпение, переносимость, снисходительность.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Отсюда ясно, что воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом отводится педагогам.

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семьи все чаще проникают и в школу.

Смысл своей деятельности, как учителя, в формировании толерантных отношений я вижу в содействии повышения коммуникативной компетентности обучающихся, то есть их готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Слайд 3.

Конечно, каждый предмет в какой-то мере вносит вклад в формирование нравственных качеств личности обучающегося, но курс «Основы религиозных культур и светской этики» являются в этом смысле «единственностью». Это объясняется тем, что специфическая особенность этого курса — приоритетная направленность на воспитание человека, разделяющего основные общечеловеческие ценности:

—      толерантность как характеристику отношения к другим людям;

—      истину как критерий оценки действий и поступков;

—      культуру как гармонию знаний, чувств и поведения;

—      красоту как существенную черту созидания.

Содержание курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) позволяет представить все эти ценности во взаимосвязи.

Изучая основы религиозных культур детям предоставляется возможность узнать, понять, принять другого таким, каков он есть. Основное достоинство предмета – ориентирование на воспитание терпимости, уважение к различным убеждениям и мнениям людей.

Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей, обучающихся и особенностей изучаемого материала. Я второй набор провожу уроки по курсу ОРКСЭ. В предыдущем наборе вела уроки по модулю «Основы светской этики», в этом году веду уроки по модулю «Основы мировых религиозных культур». Каждый урок провожу учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Опыт работы показывает, что каждая тема данного курса дает обширный материал для формирования толерантности. И моя главная задача, как учителя — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи уважения, устойчивости и взаимопонимания.

Для себя я определила три группы воспитания толерантности.

Слайд 4.

Первая группаорганизация деятельности детей в классе. Организую взаимодействие всех учащихся из разных групп, использую я разные формы (вопросы, диалог, беседа и др.). Также организую деятельность таким образом, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместного дела, например, работа над творческим проектом. В разговоре с детьми стараюсь подчеркнуть лучшие черты каждого ребенка. При этом оценка с моей стороны объективна и опирается на конкретные факты. Во время беседы стремлюсь к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Например, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером». Когда я хочу, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга, даю  задание сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

Слайд 5.

Данная группа приемов помогает расположить детей к общению с учителем, друг с другом, помогает понять суть предмета, учит открыто высказывать свое мнение и не стесняться, если оно не будет совпадать с мнением соседа по парте.

Слайд 6.

Вторая группа — организация диалоговой рефлексии. Для воспитания толерантности применяю прием рефлексивной беседы. Например, предлагаю войти в роль другого человека и выступать с ответом уже не от своего имени, а от его лица. В ходе изучения курса у учащихся появляются приоритетные темы для обсуждения, в которых они наиболее сильны или которые вызывают интерес. Это позволяет мне переносить события в новые условия, а учащимся соответственно интерпретировать смысл происходящего.

Слайд 7.

Данная группа приемов учит правильно формулировать свою точку зрения и представлять ее другим, помогает открыто корректировать представленную позицию или менять ее.

 

Слайд 8.

Третья группаиспользование художественной литературы, кинофильмов и т. д. Предлагаю завершить какую-нибудь историю, придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения. Дети могут подумать о том, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу и почему. При этом они могут вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам). Творческие задания хорошо помогают импровизировать на обозначенную тему (моделировать, конструировать, инсценировать, делать литературные и музыкальные зарисовки, комментировать, разрабатывать интересные задания и т. п.).

Слайд 9.

С помощью этих приемов можно помочь ребенку научиться не бояться нестандартности мышления, так как свою позицию можно выдать через образ литературного героя или известный сюжет.

Я считаю, что все представленные приемы можно применять на любом этапе урока, с их помощью можно организовать беседу или творческую работу, проверку домашнего задания. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. В педагогике множество приемов по формированию толерантности. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю и особенностям класса.

Следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции педагога по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.

 

И, подводя итоги, мне хочется сказать несколько слов по поводу дальнейшего развития толерантности в школе. Толерантность — новое понятие, требующее большой работы для того, чтобы стать обязательным условием поведенческих установок подрастающего поколения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

 

Так какими же чертами должна обладать толерантная личность:

  • терпение;
  • умение владеть собой;
  • доверие;
  • чуткость;
  • способность к сопереживанию;
  • снисходительность;
  • расположение к другим;
  • чувство юмора;
  • терпимость к различиям;
  • доброжелательность;
  • гуманизм;
  • любознательность;
  • умение слушать;
  • несклонность осуждать других.

 

 

Толерантность. Что это такое? —

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Толерантность — это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность — слово для живых!