Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 3

Образовательное событие «Читающая школа»

Книги — это двери, что выводят тебя из четырех стен…. Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь, мечтаешь, воображаешь,

проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз.

Артуро Перес-Реверте

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.

Сегодня же, нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования.

Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Т.к. проблема формирования смыслового чтения является актуальной, мы решили посвятить этой теме образовательное событие и назвали его «Читающая школа».

Целью нашего проекта является  создание условия для развития смыслового чтения через урочную и внеурочную деятельность.

       В рамках проекта «Читающая школа» перед нами стояли следующие задачи:

— прочитать произведение «………» автора ………..;

— эмоционально откликнуться на содержание;

— найти информацию для поиска новых знаний;

— провести исследования по полученной информации с точки зрения специалистов;

— откликнуться на смысл прочитанного своим личным опытом.

В процессе работы над произведением дети учились:

  • — понимать смысл прочитанного;
  • — искать и оценивать информацию;
  • — соотносить новые знания с личным опытом;
  • — публично представлять свою точку зрения;
  • — творчески оформлять проекты.

Событие включало в себя:

  1. Флэшмоб «Чтение хором».
  2. Защита проектов по прочитанному произведению.
  3. Книгообмен.

Образовательное событие «Читающая страна» проводится  для учащихся 1-11-х классов. Образовательное событие включает в себя  защиту проекта по прочитанному произведению с разных позиций.

Проект может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Выполняя проект, учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

С точки зрения информационной деятельности при работе над проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Приступая к работе:

  1. Выберите роль.
  2. Исследуйте информационные ресурсы предложенные на сайте.
  3. Составьте план поиска других ресурсов.
  4. Подготовьте отчет.

Форма защиты проекта:

5-11 классы

  • презентация PowerPoint
  • устное выступление  с иллюстративным материалом на основе презентации PowerPoint.  
  • Доклад
  1. Проект по произведению «Мороз Иванович»  В.Одоевского (1 класс)
  2. Проект по произведению «Мишкина каша» Н.Носова (2 класс)
  3. Проект по произведению «Госпожа Метелица» Братьев Гримм(3 класс)
  4. Проект по произведению «Слон» А.И.Куприна (4 класс)
  5. Проект по произведению «Необыкновенная история, случившаяся с патроном для фейерверка» Оскара Уальда (5 класс)
  6. Проект по произведению «Синяя Птица» Мориса Метерлинга (6 классы)
  7. Проект по произведению «Жизнь Пи» Янна Мартела (7 класс)
  8. Проект по произведению «Таинственный остров» Жюля Верна (8 класс)
  9. Проект по произведению «451 градус по Фаренгейту» Рея Бредбери, (9 класс)
  10. Проект по произведению «Когда же пойдет снег?» Дины Рубиной (10 класс)
  11. Проект по произведению «Два капитана» Вениамина Каверина (11 класс)
  • Произведения выбрали заранее по параллелям. Подключались и многие родители, читали с детьми, обсуждали на родительских собраниях. Осмыслить содержание произведения и представить видение его с позиции людей разных профессий не просто.
  • В 1 классе дети читали сказку В.Одоевского «Мороз Иванович». Делились на группы и рассматривали произведение с точки зрения следующих специалистов: лингвиста, юриста, финансиста, повара, дизайнера, химика-лаборанта, медицинского работника.
  • На слайде роли и вопросы.
  • В итоге дети получили продукт: книжку, состоящую из иллюстраций, которые сами нарисовали  во время выполнения проекта.
  • Чтобы понять принцип проведения работы с текстом, я хочу предложить вам поучаствовать в ролевой игре  по сказке «Колобок».
  • Сегодня проект по очень серьезному произведению – Колобок, данное произведение имеет очень закрученный сюжет. Главный герой, представленный в виде хлеба круглой формы, испытывает разные приключения:  он сбежал от бабушки и от дедушки, которые его испекли, перехитрил зайца, волка и медведя, но всё-таки был съеден лисой.
  • В рамках образовательного события мы предлагаем вам выступить в роли следующих специалистов: диетолога, кинорежиссера, туроператора, психолога и философа.
  • Колобок это русская народная сказка, в которой персонаж представлен в виде хлеба круглой формы. Так что же за персонаж такой — этот Колобок? Разве бывает хлеб шарообразной формы? Оказывается, колобок — это традиционная круглая лепёшка в древней Руси. Другие названия колобка — колобуха, калабушка, колеб. Колобуха или колобок — круглая лепёшка, которая имела шарообразную форму.
  • Похожие сказки есть в узбекских, татарских, немецких, скандинавских, английских и других народных сочинениях. В сказках разных народов мира, убежавший хлеб испытывает разные приключения (в норвежском варианте его съедает свинья, а в немецком он сам отдаёт себя на съедение трём сироткам), однако основа их весьма похожа (круглый хлеб убегает от тех, кто его испёк, и долгое время спасается от разных зверей, пока его не съедают), что может натолкнуть на мысль о том, что сказка о Колобке была придумана в очень древние времена и впоследствии сохранилась у разных народов, которые образовались из одного пранарода.