Начальное общее образование Ангарского городского округа

учебно-методический информационный ресурс

Начальное общее образование Ангарского городского округа header image 3

Техники критериального оценивания в начальной школе

Соловей Ольга Михайловна,

заместитель директора по УВР, учитель МБОУ «СОШ №11»

     Люди теряют интеллектуальную форму, когда перестают давать своему разуму дополнительную нагрузку. А это, в свою очередь, происходит, когда нас одолевает самодовольство, когда мы сознательно перестаем искать новые решения, предпочитая использовать годами выработанные шаблоны, что не требует большого труда. Это также происходит, когда мы сужаем круг своих интересов. К примеру, некоторые люди обладают блестящими аналитическими способностями, легко находят связь между различными фактами и принимают успешные деловые решения, но они же могут оказаться совершенно беспомощными в том, что касается поиска творческих идей, или организации их собственного времени, или умения поддержать непринужденную беседу, вовремя пошутить и расслабиться. То есть, отлично используя свой мозг в определенном направлении, они забывают о других его возможностях.

       Когда люди перестают получать удовольствие от поиска новых идей, когда они прекращают экспериментировать и обыгрывать новые возможности, их мышление становится закостенелым, негибким. Они забывают, что мир, в котором они живут, в большой степени создается в их собственном сознании. Они слишком сосредоточиваются на внешнем, и от этого страдают их ум, сердце и душа. На первый план у таких людей выходят повседневные проблемы, заботы, обязанности, и они забывают сделать передышку хотя бы на миг — чтобы осознать, “как они думают”. Наш ум способен найти сотни способов решения проблемы, но для того, чтобы всегда быть в хорошей форме, мы должны постоянно заставлять работать мышцы своего ума. А дать нам это может только хорошо продуманная тренировка.

-Уважаемые участники, оцените услышанный Вами материал, с точки зрения понимания и умения объяснить услышанное, используя следующие критерии:

  • Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
  • Я все поняла, но не уверена в том, что смогу это объяснить_________ (большой палец руки направлен в сторону)
  • Я не поняла (помашите мне рукой).

     Итак незаметно мы включились в процесс самооценивания.  И подошли к теме моего мастер-класса «Техники критериального оценивания на уроках в начальной школе».

    Актуальность. В процессе внедрения стандартов в центре образовательного процесса стоит активный и самоорганизующийся ученик, а учитель —  посредник либо сотрудник в его учебной деятельности. Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением».

    Можно смело утверждать, что единственная определенная вещь в сегодняшнем мире — это его постоянное изменениек нему нужно приспосабливаться. Изменение — это трудное испытание, тем более что невозможно заранее предсказать, с чем могут столкнуться наши ученики в ближайшем будущем. Осознание этого факта и ставит те ориентиры, которые определяют подходы к изменению системы образования, обозначенные в «Национальной образовательной инициативе» и реализованные в ФГОС второго поколения. Школа должна стремиться научить учеников адаптироваться к изменениям, а не бороться с ними, создавать для них ситуации, в которых они учатся справляться с быстро меняющимся миром. Они должны сами нести ответственность за приобретение своих знаний. Учение на протяжении всей жизни не может более рассматриваться как теоретический постулат, а должно стать реальностью, причем приоритетной для каждого. Таким образом, «…в оценивании результатов все больше значения придается самооцениванию обучающимися достигнутого уровня, когда на основе рефлексивных суждений каждый может осуществлять и корректировать образовательную траекторию своей учебной деятельности»

Моя позиция.

  • Комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
  • Для оценки достижения планируемых результатов необходимо использовать разнообразные методы, формы, инструменты оценивания, учитывая при этом приоритетность самооценки обучающихся.
  • В ходе урока в условиях сотрудничества учителя и учащихся необходимо организовывать непрерывную оценочную деятельность учащихся.
  • Оценочная деятельность учащихся является составляющей системно-деятельностного подхода. Оценка должна выступать как средство и как результат их учебной деятельности.

Реализовать все эти возможности позволяет критериальное оценивание.

Что такое критериальное оценивание?

        “Критерий – это суждение, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мера суждения, оценка какого – либо явления.”

        “Критериальное оценивание — оценка образовательных результатов на основе определённых критериев.”

Основными критериями выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся (они могут вырабатываться совместно).

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Алгоритм деятельности педагога по введению критериального оценивания. (приложение 1).

   Практическая часть. Итак, я предлагаю отправиться в интеллектуальный тренажерный зал, где будем поднимать “умственные тяжести”, заниматься “мысленной растяжкой”, попробуем пробежать интеллектуальным бегом или трусцой, кому как понравиться, и в то же время будем оценивать свои результаты с помощью некоторых техник критериального оценивания (приложение 2).

     Техника «Пирамида знаний». Тренажер 1. Сосчитайте в уме количество заглавных букв алфавита, содержащих кривые линии.

      Техника «Оценочный лист». Тренажер 2. Воспроизвести картину в стиле «авангардизма», состоящую из набора символов, фигур и букв.

       Техника «Проверка усвоения материала» с помощью окошек «Найди», «Объясни», «Оцени». Тренажер 3. Развитие мышления.

        К прямоугольнику «Оцени». Как правило, наша склонность вешать на все события ярлык “плохого” или “хорошего” приводит к тому, что наше поведение становится шаблонным и предсказуемым. Попробуйте отказаться от этих ярлыков и оценить некоторые события с другой точки зрения.

Техника «Речевые образцы». Тренажер 4. «Развитие метаморфического мышления».

    Заключение. Техники критериального оценивания имеют много положительных моментов, как для педагога, обучающегося, так и для родителей.

Подобно тому, как тело нуждается в пище, ум, для того чтобы стать сильным, нуждается во впечатлениях, в восприятии информации, нуждается в чувствах, мыслях и идеях. Ежедневно ваш ум подвергается воздействию тысячи стимулов. Телевидение, радио, газеты, журналы, книги, фильмы, пьесы, реклама, разговоры, спичечные коробки, прочие бесчисленные глашатаи бомбардируют ваши чувства и воздействуют на ваш ум.

Жизнь подобна шикарному ресторану, в котором официанты постоянно подносят вам удивительные экзотические блюда.

Поощряйте себя к потреблению разнообразной пищи. Не стоит отказываться от того, что кажется вам новым, необычным и экзотическим на вкус и запах.

приложения